Paravia.RU


История

<<< Назад |
09 ноября 2010 года, 14:39

История советского планеризма

История планеризма в Советском Союзе
по материалам обзора Н. Калашникова к 75-летию отечественного планеризма).


Как зародился планеризм?

история планеризмаВечная мечта человека подняться в небо воплотилась в мифе о Дедале - конструкторе летательного аппарата, на котором его непутевый сын (первый нарушитель основных правил полета) Икар поднялся к солнцу и погиб. Леонардо да Винчи спроектировал несколько летательных машин, имитирующих птиц. Морской офицер А.Ф.Можайский в семидесятых годах прошлого века в имении Вороновица под Винницей построил воздушный змей такой величины, что на нем можно было летать на буксире за телегой, запряженной тройкой лошадей. Этот воздушный змей - прототип простейшего планера. Симферопольский врач Н.А.Арендт проводил опыты, запуская в полет препарированных замороженных птиц с распростертыми крыльями. Результаты своих опытов в 1888 г. он изложил в книге "О воздухоплавании, основанном на принципах парения птиц".
Что такое планер?

О.К.Антонов об этом говорил так:

"... В итоге получилось удивительное и в то же время такое простое целое - планер. Такое простое, что и на Суздальской Руси, и в Древней Элладе, и в еще более древней Индии нашлись бы и мастер, и подходящие материалы, чтобы построить планер, способный пролететь сотни километров и часами парить в вышине.

Не хватало для этого "немного" - знания, как это сделать. Два-три тысячелетия понадобилось человеку, чтобы дойти до этого, несложного на первый взгляд, взаимного расположения частей дерева, полотна и немногих кусков металла, которое мы называем теперь коротеньким словом - "планер".

история зарождения планеризмаНемецкому инженеру Отто Лилиенталю удалось создать настоящий балансирный планер для планирующих полетов. На планерах своей конструкции он сделал около двух тысяч полетов. Идеи О.Лилиенталя вдохновили американского инженера и исследователя Октава Шанюта, построившего в 1896 г. балансирный планер бипланной схемы. Эта рациональная конструкция легла в основу планеров, построенных братьями Райт, на один из которых впоследствии ими была поставлена самодельная силовая установка.

В 1891 г. профессор Н.Е.Жуковский опубликовал научный труд "О парении птиц", в котором дал теоретическое обоснование парящего и планирующего полета на планере.

В статье "Первые пионеры авиации в России", опубликованной в журнале "Самолет" №5 за 1924 г., говорится:
"Один из первых планеров русской системы был построен группой учеников Киевского реального училища в 1904 г. по проекту 17-летнего юноши Георгия Адлера. Это был весьма примитивный воздушный змей площадью около 8 м2 с длинным хвостом. Для разгона он был прилажен к велосипеду. Угол атаки менялся при помощи лямки, надетой на шею авиатора. Горизонтальная поверхность хвоста играла роль стабилизатора. Второй планер был рассчитан "по Лилиенталю" и предназначался исключительно для привязных буксирных полетов. Осенью 1907 г. на новом планере было проведено испытание автоматической устойчивости и выполнен "рекордный" двадцати секундный полет. В 1908 г. Г.Адлером был построен еще один планер с управлением по трем осям".

планер А-3В 1908 г. на своем третьем планере А-3 с размахом крыла 5 м и площадью несущей поверхности 9 м2 Константину Арцеулову удалось выполнить четыре кратковременных подлета с горы Куш-Кая в окрестностях Феодосии. В пятом полете планер потерпел аварию и не восстанавливался. Большая роль в создании и руководстве Киевским воздухоплавательным кружком принадлежит профессору КПИ, ученику Н.Е.Жуковского Н.Б.Делоне. В учебном 1905/06 году при механическом кружке КПИ была создана воздухоплавательная секция, которая в ноябре 1908 г. была реорганизована в воздухоплавательный кружок.

Весной 1909 г. был построен бамбуковый балансирный планер в виде бипланной коробки с прямоугольными плоскостями. Конструкция этого планера была описана Н.Делоне в получившей большую популярность брошюре "Устройство дешевого и легкого планера и способы летания на нем", изданной в Киеве в 1910 г.

Киевский воздухоплавательный кружок сыграл значительную роль в отечественном планеростроении. Он дал два типа планеров - Делоне и Адлера, которым следовали многие русские планеристы в 1910-1914 годах. В июне 1909 г. в Одессе на планере летали С.Уточкин, М.Ефимов и другие пилоты.

Еще один воздухоплавательный кружок появился в Харькове в ноябре 1909 г. при Харьковском технологическом институте. Его создал профессор Г.Ф.Проскура, который организовал авиационную кафедру, а впоследствии стал одним из организаторов Харьковского авиационного института.

В 1908 г. в Петербурге открылся Императорский Всероссийский аэроклуб, который в декабре следующего года вступил в международную аэронавтическую федерацию (ФАИ) и получил право регистрировать в ней мировые авиационные и воздухоплавательные рекорды, устанавливаемые в России, а также выдавать дипломы пилотов.

Схема буксирного планера со всеми тремя органами управления имела большой успех среди русских планеристов. Фальц-Фейн в Сумах, начавший с полубалансирного планера, в дальнейшем, получив чертежи из воздухоплавательного кружка КПИ, строил планеры по схеме Адлера.

О популярности планеризма в дореволюционной России свидетельствовал тот факт, что планеры изготавливались на авиационных заводах в Петербурге, Москве, Варшаве.
 

Как начинались планерные состязания?

Коктебель 1923 годИнициатива организации Всесоюзных планерных состязаний исходила от К.Арцеулова, одного из первых русских летчиков, укротителя злейшего врага авиации тех лет -штопора. В I Всесоюзных планерных испытаниях (ВПИ) в поселке Коктебель (Крым) в 1923 г. были представлены 10 конструкций планеров. Это событие принимают как точку отсчета начала планеризма. 18 ноября рекордный парящий полет Л.Юнгмейстера продолжался 1 час 2 мин. 30 сек.

На северо-запад от п. Коктебель тянется горное плато Узун-Сырт, спадающее крутыми склонами в долину Бара-коль. В переводе с тюркского Узун-Сырт означает "длинная спина".
Гора Узун-Сырт (вблизи Коктебеля) расположена на границе степи и гор. Южные и северные ветры дуют здесь перпендикулярно склонам и, встретив на своем пути преграду, обтекают ее, образуя прекрасные восходящие потоки. Природа как будто специально создала здесь условия для запуска и полета планеров.

На II ВПИ в 1924 г. было привезено уже 48 планеров, из которых 11 конструкций представляли города Украины: Киев, Харьков, Одесса, Чернигов, Полтава, Конотоп. Планеры "Бумеранг" (Харьков) и КПИР (Киев) были в числе лучших. Наличие на испытаниях такого количества планеров свидетельствовало о большой и трудной работе, проведенной за год энтузиастами планеризма.

Именно сюда, в безмоторную авиацию, сразу же после революции устремился поток талантливых новаторов, людей, беспредельно преданных небу, полету, поискам новых нетрадиционных решений, связанных с покорением воздушного океана. Из этих, как правило, молодых энтузиастов формировались впоследствии целые направления отечественной, а во многом и мировой, сначала винтомоторной, затем реактивной авиации, а еще позже и космонавтики.

В этих и последующих состязаниях приняли участие будущие выдающиеся ученые и конструкторы авиационной и космической техники:
О.К.Антонов, С.В.Ильюшин, А.С.Яковлев, А.Н.Туполев, С.П.Королев, М.К.Тихонравов, Ю.А.Победоносцев, В.Ф.Бол-ховитинов, Д.Л.Томашевич, М.И.Гуревич, В.С.Пышнов, С.Н.Люшин, И.П.Толстых, Г.Ф.Проскура, В.П.Ветчинкин, Б.И.Черановский, Б.Г.Раушенбах, Б.Н.Шереметев, В.К.Грибовский В.Вахмистров, А.В.Чесалов, М.А.Тайц, Г.П.Свищев и др.

Планер КИПР-2, 1925 годВесной 1925 г. лучшие планеристы страны, среди них был и киевлянин Константин Яковчук, приняли участие в международных состязаниях в Германии. На планере КПИР-4 Киевского политехнического института К.Яковчук первым на соревнованиях выполнил полет продолжительностью свыше 1 часа.

На III Всесоюзных состязаниях в Коктебеле в 1925 г. КПИ представил три рекордных планера. На этих планерах было совершено наибольшее число рекордных полетов, выполненных руководителем планерного кружка летчиком Константином Яковчуком. По конструкции, чистоте отделки они не имели себе равных среди советских планеров. Планерный кружок КПИ насчитывал до 60 человек. Именно с планерного кружка КПИ начал свой путь в большую авиацию известный полярный летчик Герой Советского Союза Алексей Грацианский и будущий Главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Королёв.

Харьковские кружки представили три планера: "Харьковец", С.Рыльцева, "Пилот" и "Аист" М.Гуревича. М.Гуревич впоследствии стал сподвижником А.Микояна и соавтором истребителей марки МиГ.

В этих состязаниях приняли участие немецкие планеристы, прибывшие со своими семью планерами.

Конструкторы планеров - они же чаще всего одновременно и пилоты, прибывали на слет в Коктебель с горячим желанием немедленно начинать полеты. Однако их конструкции, построенные порой людьми весьма далекими от авиации, представляли в некоторых случаях прямую опасность для жизни.

Во главе техкома на протяжении многих лет неизменно стоял замечательный авиаконструктор С.В.Ильюшин. Работа техкома была чрезвычайно сложна и ответственна. Давая "путевку в жизнь" планеру, техком как бы брал на себя последующую моральную ответственность за безопасность полетов.

На III ВПС со своим планером "Белгородец" впервые в Коктебель прибыл Б.Шереметев, впоследствии ставший известным конструктором планеров марки "Ш".

В период 1924-1925 гг. география расположения планерных кружков охватила всю страну. В Киеве их было 7, Харькове - 5, Полтаве - 2 и т.д.

К 1933 году в СССР насчитывалось 500 планерных кружков, число которых в ближайшие годы было удвоено. Стали организовываться планерные станции. На этих станциях планеристы получали теоретическую подготовку, строили планеры, учились летать Общесоюзной школой планеризма стала Высшая летно-планерная школа (ВЛПШ) в Коктебеле.

В IV планерных состязаниях в Коктебеле впервые участвовал и переехавший в Москву студент МВТУ С.Королев.

На VII ВПС среди представленных планеров особенно выделялись: паритель "Город Ленина" О.Антонова и "Красная звезда" С.Королева. Модель планера "Город Ленина" в масштабе 1:5 продувалась в аэродинамической трубе Ленинградского политехнического института. Таким образом планер "Город Ленина" стал лучшим планером VII ВПС по аэродинамическим характеристикам и был охарактеризован как новое слово отечественной планерной конструкторской мысли.

Планер "Красная звезда" СК-3"Красная звезда" СК-3 - одноместный пилотажный планер конструкции С.П. Королева предназначался для выполнения фигур высшего пилотажа, а также для измерения нагрузок, возникающих в полете.

28 октября 1930 года летчик В.Степанчонок на этом планере впервые выполнил мертвую петлю.

ВЛПШ была организована планерным сектором ЦК ОСО-АВИАХИМа в 1931 г. Школа размещалась на горе Узун-Сырт возле Коктебеля. В честь погибшего пилота и конструктора планеристы сейчас называют ее горой Клементьева. Структура ВЛПШ состояла из технической, летной, учебной, административно-строевой и хозяйственной частей.

Техническую часть возглавлял О.К.Антонов. Школа была обеспечена учебными планерами типа "Стандарт" - 15 шт. и тренировочными парителями Г-2 бис - 10 шт. В первом наборе было принято 97 курсантов. Всего в 1931 году было выполнено 5142 полета, было выпущено 70 инструкторов. На следующий год через школу было пропущено 176 учле-тов. В 1933 году планерный парк школы составлял 44 аппарата, в том числе и первые серийно выпущенные пилотажные планеры Г-9. Многие выпускники ВЛПШ в дальнейшем стали известными летчиками, летчиками-испытателями, Героями Советского Союза.

VIII Всесоюзный планерный слет, состоявшийся в 1932 г., привлек внимание всей авиационной общественности. На слете присутствовали: начальник Глававиапрома П.Баранов, начальник ЦАГИ Н.Харламов, знаменитый авиаконструктор А.Туполев, другие работники военной и гражданской авиации.

18 августа 1933г. в честь празднования первого Дня Воздушного флота и десятилетия планеризма на горе Узун-Сырт открылся IX всесоюзный слет. На старте выстроились 65 планеров (из них 29 опытных и экспериментальных), 137 пилотов-парителей и летчиков, 60 конструкторов и инженеров. Начальником слета был известный летчик и планерист, организатор парашютного дела и ВДВ в стране, начальник ВЛПШ Леонид Минов.

После слета был совершен дальний перелет аэропоезда в составе самолета Р-5 и планера Ш-5 (пилот Д.Кошиц). Маршрут протяженностью 5025 км был пройден за 34 летных часа.

На слетах учеными ЦАГИ проводился большой объем научно-исследовательской работы:

велись исследования вертикальных течений воздуха, испытывались приборы для нахождения восходящих потоков;
проводились летные испытания планеров на сваливание, измерения аэродинамического качества, перегрузок при выполнении высшего пилотажа, вибрации крыльев и хвостового оперения;
проверялись новые конструкции планеров, определялись их нормы прочности;
испытывалась радиоаппаратура.

Были практически осуществлены:

полеты с целью подхвата планера с земли низколетящим самолетом;
подъем планера на большую высоту субстратостатом и самолетом;
перелив горючего с планера-цистерны на самолет-буксировщик.

Полученные результаты в дальнейшем использовались при создании большой авиации.

На Х ВПС 2 октября 1934 г. С.Анохин выполнил исключительный по смелости эксперимент - испытание планера "Рот Фронт-1" с преднамеренным разрушением конструкции в воздухе.

Этот эксперимент был задуман учеными ЦАГИ. На этих ВПС были выполнены первые буксировочные ночные полеты, буксировочные взлеты с моря за гидросамолетом.

2-3 октября 1935 г. во время XI Всесоюзных состязаний было установлено несколько рекордов продолжительности полета, превышавших мировые:

одноместный И.Сухомлин - 38 час. 10 мин.
одноместный (ж) М.Раценская - 15 час. 39 мин.
с пассажиром В.Лисицын - 38 час. 40 мин.
с пассажиром (ж) Е.Зеленкова - 12 час. 30 мин.
с двумя пассажирами Д.Кошиц - 11 час. 30 мин.

Через 3 дня В.Ильченко на планере КИМ-2 (конструктор В.Емельянов), используя кучевые облака, пересек весь Крым и приземлился в районе г. Евпатория на расстоянии 160 км от места взлета.

М.Раценская первая среди женщин-пилотов получила звание заслуженного мастера спорта. Впоследствии в 50-70 годы на протяжении 17 лет была председателем федерации планерного спорта страны.

На этом закончились планерные слеты и состязания в Коктебеле. Завершился период динамического парения в планеризме. Начинался период равнинного планеризма, где на первый план выходили полеты на дальность.

Одиннадцать слетов, проведенных в Крыму, позволили подготовить плеяду классных пилотов-парителей, которые в первые же годы равнинного планеризма сумели достичь выдающихся успехов.

Едва ли не более важным мне представляется историческое значение Горы. Здесь, где возник отечественный планеризм, где больше десятилетия собирались энтузиасты парящего полета, где творчески возмужали выдающиеся деятели авиационной науки и техники, герои-летчики и создатели космических кораблей, где они раз и навсегда полюбили небо.

К.Арцеулов

Из среды коктебельских планеристов выросла целая плеяда заслуженных пилотов. По примеру своих старших товарищей В.Степанчонка, Л.Юнгмейстера и А.Юмашева - профессиональных испытателей, увлекшихся планеризмом, летчиками-испытателями стали С.Анохин, Д.Кошиц, В.Расторгуев, Н.Симонов, И.Сухомлин, В.Хапов, И.Шелест, А. Перелет и другие.

Павел Головин стал не только известным планеристом, мировым рекордсменом, но и одним из самых выдающихся наших летчиков, Героем Советского Союза, первым летчиком, пролетевшим над Северным полюсом.

Общеизвестно, что обладающие самой отточенной техникой пилотирования, тоньше всего чувствующие машины, самые инициативные и умелые пилоты - бывшие планеристы.

 

Что такое парящий полет?

Парящие полеты - это основа основ спортивного планеризма. Используя энергию восходящих потоков воздуха, можно летать на планере без капли бензина и без единой "лошадиной силы" на огромные расстояния, можно подняться на волновых потоках на 8, 10, а то и на 14 тысяч метров.

Отличное знание тактики и техники парящих полетов -непременное условие успеха. Без их освоения немыслимо мечтать о спортивном росте, дальних увлекательных маршрутах, рекордах и чемпионских титулах на соревнованиях.

В совершенстве освоив парение в потоках обтекания в горной местности, планеристы начали овладевать полетами в термических потоках с кучевыми облаками над равнинной местностью. В 1935-36 годах были организованы экспедиции на южные отроги Уральского Хребта, в Сталинградскую и Ростовскую область. Именно там И.Карташовым был выполнен полет на дальность 501 км.

Весной 1937г. пилот В.Расторгуев на планере Г N7 (конструктор Г.Грошев) совершил ряд полетов на дальность, которые ФАИ официально зарегистрировало как мировые рекорды: 539 км, 602 км, 652 км.

6 июня 1939 года планеристкой Ольгой Клепиковой на планере О.Антонова РФ-7 был установлен выдающийся рекорд дальности полета. Стартовав в 10 утра в Москве, она приземлилась в 18 ч 25 мин. в районе Сталинграда, покрыв расстояние 749,2 км. Почти 12 лет этот результат оставался самым высоким достижением и для мужчин, а среди женщин этот рекорд оставался непревзойденным в течение 38 лет.

Сейчас Ольга Васильевна Клепикова проживает в Киеве. К 1941 году советским мастерам безмоторного полета принадлежало 13 мировых рекордов из 18, зарегистрированных ФАИ.

К сожалению, сталинская вакханалия 30-х годов не обошла стороной планеризм. Люди, давшие новые направления всему развитию мировой авиации и космонавтики, вынуждены были пройти весь чудовищный лабиринт страданий и унижений. Одним из первых, в 1933 г. был репрессирован К.К.Арцеулов. К руководству Осоавиахима пришли равнодушные к планеризму люди. Планерный завод в Тушино был закрыт, массовое движение молодежи попросту игнорировали. Возрождение планеризма началось только после войны.
Планеризм - это только спорт?

История отечественного планеризма - это история многих достижений науки в летном деле, цепь научных открытий, позволившая разработать новые теоретические законы, двигать вперед и технику, и практику полетов. Удивительно, но планеризм "захватывал" в свою орбиту радиотехнику, физику, астрономию, метеорологию, аэродинамику и многие другие науки.

Первая планерная летающая лаборатория была разработана Б.Шереметевым в 1937 г. на базе планера Ш-10, во второй кабине которого располагалось экспериментальное оборудование. Перед самой войной была построена специализированная лаборатория (ЛС). Планер был оснащен необходимым оборудованием, позволявшим измерять распределение давления по крылу и спутной струе за крылом.

Для исследования аэродинамики больших скоростей, вплоть до 1150 км/час, П.Цыбиным были созданы планеры ЛЛ Ц-1 и ЛЛЦ-2. В 1947-48 г. на этих летающих лабораториях Сергеем Анохиным и Амет-Хан Султаном сделано около сотни полетов, в которых были получены важные экспериментальные материалы по аэродинамике околозвуковых скоростей, что было использовано при создании нового поколения реактивных самолетов.

Высокую выучку, смелость и отвагу, приобретенные в аэроклубах страны, показали бывшие планеристы в годы войны. Многие стали летчиками-истребителями, штурмовиками. Киевская планеристка Наталья Меклин совершила 980 боевых вылетов, за что была удостоена звания Героя Советского Союза.

Начав первоначальную летную подготовку в Белгородском аэроклубе на планере, Н.Сурнев впоследствии стал летчиком-истребителем, Героем Советского Союза, на личном счету которого было 23 сбитых фашистских самолета. И таких примеров - тысячи.

Достойный вклад в победу внесли планеристы грузовых и десантных планеров. Огромные транспортные планеры А-7 О.Антонова, Г-11 В.Грибовского, КЦ-20 Д.Колесникова и П.Цыбина на буксире за самолетом перелетали ночью за линию фронта в район посадки, доставляя боеприпасы и медикаменты партизанам, сбрасывали парашютистов-десантников.

Среди не вернувшихся с войны были инструкторы и выпускники ВЛПШ, рекордсмены страны и мира Семен Гавриш, Дмитрий Кошиц, Михаил Романов, Всеволод Романов, Николай Макаров, Иван Овсянников, Артем Макаров, Иван Карташев и другие. Перед самой войной погибли Никодим Симонов и Павел Головин. И - уже после войны - многократный рекордсмен мира Виктор Расторгуев.
Как развивался планерный спорт после окончания Отечественной войны?

Война с гитлеровской Германией нанесла серьезный урон летным кадрам и планерному парку страны. Первые после окончания войны планерные состязания состоялись только в 1950 г. в п. Саракташ Чкаловской области. По мере расширения и укрепления материально-технической базы, роста мастерства спортсменов стали восстанавливать международные связи. В 1954 г. наши пилоты: В.Ильченко, В.Ефименко и М. Веретенников приняли участие в международных соревнованиях в Польше и заняли второе место.

7 апреля 1950 г. экспедиция в составе 2-х аэропоездов (самолеты Ил-12, планеры Ц-25), пролетев по маршруту Подмосковье - Казань - Свердловск - Омск - Красноярск - Подкаменная Тунгуска - Хатанга - Тикси - остров Котельный - дрейфующая льдина, сделала несколько кругов над Северным полюсом. Таким образом была доказана возможность доставки грузов в труднодоступные районы Крайнего Севера.

В послевоенное время, помимо выпускавшихся серийно планеров А-9, А-10, А-11, А-13 и А-15 О.К.Антонова, небольшими партиями выпускались МАК-15 М.Кузакова (1952 г.), ПАИ-5 и ПАИ-6 Л.Пьецуха (1949 г.), Ш-16 и Ш-18 Б.Шереметева (1951 г.). Наибольшего успеха в создании планеров для первоначального обучения в юношеских планерных школах добился Б.Ошкинис, построивший в 1954 г. БРО-11. Этих планеров было выпущено около 2 тыс. экземпляров.

Самым популярным и массовым учебно-тренировочным планером для обучения на буксире за самолетом стал КАИ-12 "Приморец" М.Симонова. В 1957 г. в г. Арсеньеве их было выпущено около 800 экз. Ныне М.П.Симонов - Генеральный конструктор ОКБ "Сухой". В 60-е годы в Казани было построено несколько опытных планеров стандартного и открытого класса КАИ-14, КАИ-19, СА-7у, СА-8Т "Идель", однако серийно они не выпускались.

В Комсомольске-на-Амуре В.Спиваком и А. Колосниковым были спроектированы и построены планеры "Амур", "Вега" и "Вега-2". В их испытании принимали участие ведущие планеристы страны М. Веретенников, В.Чувиков, А.Дурнов, М.Африканова.

На планерах А-10иА-15 в 50-60-х годах было установлено 8 мировых рекордов дальности и скорости полета по замкнутому маршруту. 20.05.1953 г. Виктор Ильченко на А -10 с пассажиром пролетел 829,8 км, за что был удостоен высшей награды ФАИ -медали Отто Лилиенталя.

В 70-80-х годах единственным предприятием в бывшем Советском Союзе, занимавшемся выпуском планеров, был экспериментальный завод спортивной авиации в г.Пренай (Литовская ССР). На планерах ЛАК-12 и его двухместной модификации было установлено 2 мировых и около 20 всесоюзных рекордов.
Для чего нужен планеризм?

А.И.Покрышкин - маршал авиации, трижды Герой Советского Союза:

"Я лично начал летную жизнь на планерной станции, подобно тысячам других советских юношей. Большинство летчиков соединения, которым я командовал в дни Великой Отечественной войны, воспитывалось в аэроклубах, все они начинали с планеризма".

С. В. Ильюшин - Генеральный авиаконструктор:

"Для авиационного конструктора планеризм - та люлька, в которой обязательно должен качаться ребенок, прежде чем научиться ходить".

С.Н.Анохин - заслуженный летчик-испытатель. Герой Советского Союза:

"Меня иногда спрашивают - какое я имею летное образование? Я всегда с гордостью отвечаю - высшая планерная школа. Планеризм был моей академией и университетом жизни. Испытывая сверхзвуковые самолеты, продолжал летать на планере и, надо сказать, извлекал из этого пользу и для себя, и для дела. Навыки, приобретенные в планеризме, не один раз сослужили добрую службу мне и моим коллегам по испытательной работе. За долгую летную практику мне приходилось совершать посадки с остановившимся двигателем неоднократно. Каждый раз в подобных случаях я чувствовал себя планеристом и всегда садился благополучно. К этому меня приучили полеты на планере ".

Полеты на планере, особенно маршрутные, вырабатывают, кроме летных навыков, еще и такие необходимые для летчика качества как пространственная ориентировка, умение быстро производить сложные штурманские расчеты, учат осмотрительности - это качество во время войны спасло от гибели тысячи летчиков. Частое возникновение в парящем полете сложных ситуаций приучает к выдержке, хладнокровию.

В сентябре 1973 года ветераны-планеристы встретились на горе Клементьева для празднования 50-летия планеризма. На краю горного плато, на семиметровом постаменте, был установлен цельнометаллический планер О.К.Антонова -А-13. Как могучий орел он широко расправил крылья и, развернувшись против ветра, словно парит, поддерживаемый воздушным потоком.

Вновь встретились К.Арцеулов, М.Тихонравов, И.Толстых, В.Пышнов, П.Цыбин, С.Люшин, В.Грибовский, С.Анохин, М.Раценская, Е.Грунауэр, В.Хапов, Г.Малиновский, И.Шелест, Л.Кочеткова, Л.Минов, И.Сухомлин, А.Дабахов, В.Янусов, М.Галлай, О.Клепикова. Около 40 тыс. зрителей со всего Крыма собрались на этот праздник парящего полета.

Убеленные сединами ветераны шли сквозь людское море, сопровождаемые шквалом рукоплесканий. На этой земле начинался планеризм, здесь набирали силу крылья Родины, отсюда вышли прославленные герои военных лет, авиаконструкторы, создатели космических систем. Вновь, как и десятилетия назад, над Горой парили планеры.

Инициатором возрождения Горы стал ветеран планеризма, ведущий инженер ЦАГИ, в прошлом летчик-испытатель, В.Винницкий. В 70-х годах десятки специалистов ЦАГИ научились летать на планерах, многие повысили свое спортивное мастерство.

В 1970 г. в п. Планерское (ныне п.Коктебель) был создан мемориальный музей планеризма. Тысячи фотографий и других планерных реликвий было собрано энтузиастами во главе с полковником запаса В.Щербаковым и бессменной хранительницей Л.Печерикиной.

В середине 60-х годов эстафету от ветеранов В.Ильченко, В.Ефименко, М.Веретенникова, В.Гончаренко, Е.Литвинчева подхватило новое поколение планеристов: Е.Руденский, Ю.Кузнецов, О.Пасечник, в 70-х - 80-х годах - В.Сабецкис, А.Рукас, В.Шевченко и др. Среди женщин наивысших успехов после А. Самосадовой, 3.Соловей, И.Гороховой и М.Африкановой добились Э.Лаан, Т.Загайнова, Л.Клюева, В.Топорова. Среди команд победителей чаще других были Украина, Россия и Литва.

В 80-х годах под руководством ветерана планеризма и ученого Л.П.Красильщикова на г.Узун-Сырт были восстановлены строения Высшей летно-планерной школы. Планеристами и инженерами-испытателями научно-исследовательской базы ЦАГИ было проведено много летных экспериментов в области аэродинамики малых скоростей. Юбилейные встречи на горе Клементьева состоялись также в 1983 и в 1993 годах. С каждым годом ряды ветеранов планеризма довоенной поры становятся реже.
Летают ли сейчас на Горе?

С середины 70-х годов на легендарной горе стали появляться дельтапланеристы. Магия Крылатой Горы была настолько сильна, что на первые Всесоюзные слеты сюда прибывали энтузиасты с Камчатки, Красноярска, Томска, из республик Средней Азии и других отдаленных регионов страны. Снова, как и десятилетия назад, Гора стала центром притяжения для всех дельта-планеристов. Здесь формировалась техническая, методическая, организационная политика нового авиационного вида спорта. Снова, как и десятилетия назад, работала техническая комиссия, состоявшая из наиболее опытных авиационных инженеров и пилотов, основной задачей которой было оказание всесторонней помощи в доводке дельтапланов.

Республиканские и Всесоюзные слеты и соревнования на горе Клементьева были, можно сказать, Высшей дельтапланерной школой, после прохождения которой, конструкторы и пилоты выходили на качественно новый уровень. И сегодня Гора является одним из центров дельта- и парапланеризма стран СНГ.

В период с апреля по октябрь сотни любителей легкой авиации приезжают на Гору, чтобы полетать на планерах и самолетах в центре планерного спорта, которым руководит С.Сквирский, а также на мото-, дельта- и парапланах в республиканском дель-таклубе Е. Зозули. Возможности Крымского региона еще далеко не исчерпаны. В районе горного массива имеются условия для набора высоты в так называемых "волновых потоках" до 6000 м и более.

Младший брат планеризма, дельтапланеризм, давно вырос из коротких штанишек. Спортсменам-дельтапланеристам под силу прохождение замкнутых маршрутов протяженностью 100, 150, а то и 200 км. Наш пилот О.Бондарчук является победителем многих международных соревнований, а на всемирных Авиационных Играх в Турции в 1997 г. и на чемпионате Мира в Австралии в 1998 г. в абсолютном первенстве он становился вице-чемпионом. Олег летает на дельтапланах киевской фирмы "Аэрос", продукция которой сейчас известна во всем дельтапла-нерном мире. Спортивные дельтапланы типа "Стеле" летают в небе всех континентов, кроме Антарктиды. В 1998 г. на аппарате "Стеле 14 КПЛ" установлен мировой рекорд скорости на 100-км треугольнике.

К сожалению, в таблице международных рекордов не осталось ни одной строчки, отмечающей планеристов бывшего Советского Союза. Планерная техника за рубежом в последние годы сделала резкий скачок. Аэродинамическое качество лучших планеров превысило 60 ед. Рекордные маршруты по протяженности в пределах одного Европейского государства поместиться уже не могут. Далеко не каждый самолет может пролететь 2000 км, а вот планеристу это расстояние покорилось.

"Планер дает ощущение полета, равное тому, которое испытывает птица, когда она свободно парит... Шум воздуха, который трется о ваши крылья, передается всему вашему существу... Вы чувствуете крылья планера так, будто это ваши собственные крылья".

Эти полные поэзии слова Константин Арцеулов сказал через 70 лет после своих первых полетов на планере.

Человек, заболевший в юности романтикой покорения воздушных просторов, уже никогда не останется равнодушным к аэродромам, к ма-нящей дали безграничного пространства.

Спортивный планеризм на Украине 50...90-е годы.

На Украине республиканские планерные соревнования впервые состоялись в сентябре 1949 г. (7 участников и 2 планера А-2).

Звание абсолютного Чемпиона СССР среди планеристов впервые официально было разыграно в 1951 году на 17-х Всесоюзных соревнованиях. Из украинских спортсменов абсолютными чемпионами становились: М.Веретенников; Н.Кислицина; В.Гончаренко (дважды); Е.Руденский (трижды); Ю.Амочкин; В.Панафутин (дважды); В.Шевченко (трижды); М.Десятов; И.Гапанович; В.Топорова.

Сборная планеристов Украины многократно побеждала в командном зачете на чемпионатах и спартакиадах народов СССР.

Планеристы старшего поколения В.Ефименко, М.Веретенников, В.Гончаренко одними из первых в стране освоили новую тактику скоростных полетов, что позволило им быть ведущими пилотами на протяжении многих лет.

Все они были учениками одного из старейших планеристов Украины, автора нескольких конструкций планеров, боевого летчика-штурмовика Януша Ольгердовича Рудницкого. За выдающийся вклад в развитие авиации он был награжден ФАИ "Почетным Дипломом Поля Тиссандье".

Многие, кто пришел в планеризм последние 35 лет, зачитывались книгами Виктора Гончаренко. Страстный популяризатор планерного спорта, журналист, солист Киевской государственной филармонии, ветеран боевого планеризма В.Гончаренко был кумиром нескольких поколений юных планеристов.

"Мастер планерного спорта неоднократный чемпион и рекордсмен Советского Союза Виктор Гончаренко человек твердой воли, огромной напористости, влюбленный в планеризм - самый тонкий и острый вид воздушного спорта, - готовый сражаться с каждым, кто мешает его развитию, его расцвету".

О.К.Антонов

По трагическому стечению обстоятельств жизнь Старого Грача (так звали Виктора Гончаренко планеристы всей страны) оборвалась 28 августа 1977 г. именно на горе Узун-Сырт, которую он воспевал в своих многочисленных рассказах о планеризме.

Несколько поколений юных планеристов проходили первую летную подготовку в Юношеской планерной школе Павла Петровича Папуши. За 37 лет более 600 юношей и девушек сделали свои первые шаги в небо. Многие из них впоследствии стали авиационными инженерами, спортсменами-летчиками и планеристами, ушли в большую авиацию.

Прекрасную школу мастерства пилотов-планеристов на Украине создал один из сильнейших пилотов страны 60-80-х годов Евгений Руденский. В 80-е годы чуть ли не половину мужского состава высшей лиги Чемпионатов СССР составляли украинские пилоты. Ими было установлено немало всесоюзных рекордов и завоевано много высших спортивных достижений.

Рекордсменами СССР в послевоенный период стали: В.Ефименко, М.Веретенников, А.Щербак, В.Шумкова, А.Куделина, В.Гончаренко, З.Соловей, Е.Литвинчев, БАнохова, Е.Руденский, Л.Хоменко, Л.Пилипчук, В.Турсунходжаева, С.Руденская, В.Грибанов, В.Топорова, В.Шевченко.

Высшие мировые достижения покорились В.Ефименко, М.Веретенникову, З.Соловей, Е.Литвинчеву.

Наивысших достижений в международных соревнованиях добились: Е.Руденский - серебряный призер в абсолютном первенстве на чемпионате мира 1972 г., В.Топорова, ставшая абсолютной чемпионкой Европы в 1991 г. и И.Гапанович, победивший в отдельных упражнениях на чемпионате мира в США в 1991 г. В.Топорова и И.Гапанович стали заслуженными мастерами спорта. До них этого звания в СССР в послевоенное время были удостоены только С.Анохин, В.Ильченко, В.Ефименко и М.Веретенников, установившие несколько мировых рекордов.

Большую поддержку планеризму в нынешнее столь трудное время оказывает руководство Центрального аэроклуба им.О.К.Антонова. Ежегодно проводятся чемпионаты Украины в нескольких классах планеров. 10.06.93 г. впервые на соревнованиях был разыгран 750 км замкнутый маршрут. Победителем и соответственно рекордсменом стал командир планерного звена Центрального аэроклуба им. О.К.Антонова В.Руснак. За последние годы более 20 украинских пилотов пролетели на соревнованиях "королевские треугольники", т.е. замкнутые маршруты протяженностью более 500 км.

Подобные маршруты ранее разыгрывались и практически все рекорды устанавливались только в местах с уникальными метеорологическими условиями: на западе США, в Австралии, Южной Африке.

В последнее время лидирующие позиции заняли Олег Михайленко и Николай Ковальчук  -  многократные чемпионы Украины, призеры международных соревнований. В юбилейном году победителями первенства страны стали Н. Ковальчук  -  открытый класс, Д.Боровик  -  стандартный класс, среди женщин  -  В.Топорова.

Современный планер - это сгусток высоких технологий в композиционных материалах и электроники. Цена 1 кг конструкции планера, насыщенного необходимым электронным приборным оборудованием, достигает 500...600 долларов США. Для примера: цена 1 кг современного легкового автомобиля колеблется от 20 до 100 долларов.

За последние 10 лет поступлений новой матчасти нет. На имеющихся морально и физически устаревших планерах на международных соревнованиях успешно конкурировать практически невозможно. В ближайшие годы планерная акробатика может быть включена в программу Олимпийских Игр. Если положение не изменится, то позиции украинского планеризма, имеющего глубокие традиции, могут быть безвозвратно утеряны.
Конструкторская деятельность О.К.Антонова в области планеростроения

Первый планер ("Голуб"), с которым 18-летний О.Антонов принял участие во II Всесоюзных планерных испытаниях в Коктебеле, был построен еще в 1924 году. Знакомство с другими конструкторами и пилотами дали огромный толчок и пищу для размышлений.

совместный с П.Цыбиным планер "Стандарт-2" ("Ока-5") впервые строился небольшими сериями в планерной мастерской Леносоавиахима. На VII Всесоюзных планерных состязаниях в 1930 г. рекордный планер "Город Ленина" показал наилучшие летные качества и был охарактеризован как "новое слово советской планерной конструкторской мысли".

В 1930 г. О.Антонов переезжает в Москву и возглавляет Центральное бюро планерных конструкций (ЦБПК), основной задачей которого была разработка и создание учебных планеров для серийного производства.

Первая встреча с Коктебелем навсегда врезалась в сознание и сердце О.Антонова. Шли годы, он был постоянным участником, а позже и одним из руководителей состязаний, проходивших на горе Узун-Сырт. О.Антонов был той живительной силой, тем творческим началом, которое заряжало энергией и энтузиазмом души участников слета.

В 1932 г. О.Антонов становится Главным конструктором планерного завода в Тушино (Москва). В период с 1932 по 1936 год было создано несколько типов учебных планеров серии УС: одноместные  -  УС-3 и УС-4, двухместные  -  УС-5 и УС-6. Этих планеров было выпущено около 7  тыс. Дальнейшее совершенствование конструкций учебных планеров привело к созданию тренировочного планера "УПАР" (Учебный паритель) разных моделей ПС-1 и ПС-2, Следующими конструкциями стали планеры серии БС-3, БС-4 и БС-5. Эти планеры предназначались для обучения и тренировки спортсменов на пилотаж, парение и буксировку за самолетом. Всего учебно-тренировочных планеров было выпущено около 700  экз.

Помимо учебно-тренировочных планеров О.Антонов занимается массовым планером упрощенной конструкции. Так появляется серия  -  РЭ (Роберт Эйдеман) от РЭ1 ... до РЭ6.

Планеризм был самодеятельной творческой лабораторией подготовки не только энтузиастов-летчиков, но и конструкторов-любителей. Лучшим примером этому могут быть имена наших знаменитых авиаконструкторов О.Антонова, А.Яковлева, С.Королева и других.

Уже в первых учебных планерах "Стандарт" в 1929  г. были применены новые, логически обоснованные схемы конструкций. О.Антонов никогда не стремился оригинальничать ради самой оригинальности. Оригинальность Антонова  -  неотвратимое следствие аналитического и непредвзятого и поэтому нешаблонного подхода к решению задачи. Важным направлением деятельности О.Антонова была работа над экспериментальными аппаратами. В 1933 году были созданы планеры типа "Рот-Фронт": РФ-1 ... РФ-4. Работая над созданием рекордных планеров, О.Антонов пришел к выводу о необходимости значительного повышения удельной нагрузки на крыло путем использования водобалласта.

Серия планеров ИП ("Испытание профиля") предназначалась для исследования крыльевых профилей. В 1935  г. совместно с А.Бориным был построен планер-тандем БА-1, а в следующем году планеролет ЛЕМ-2.

Серия рекордных планеров начиналась с планера "Город Ленина". На планерах, являвшихся дальнейшим развитием этой конструкции, ДиП ("Догнать и Перегнать"), "Шесть условий" было установлено несколько всесоюзных рекордов. На экспериментально-рекордньк планерах серии "Рот-Фронт" было применено свободнонесущее крыло.

Увеличение аэродинамического качества на планере РФ-7 достигнуто путем:

использования наивыгоднейших профилей крыла и оперения;
радикального изменения формы фюзеляжа, в габариты которого включены обводы фонаря;
использования наивыгоднейшего сочетания крыла с фюзеляжем;
придания посадочной лыже более обтекаемой формы.

Именно на планере РФ-7 в 1939 г. О.Клепиковой был установлен мировой рекорд дальности полета  -  749,2  км.

Когда в 1937  г.Коктебель из-за его близости к берегам Турции, да и сам планеризм повсеместно "волевым" решением сверху были закрыты, О.Антонов был первым, кто ратовал за возрождение былой славы этого святого для отечественной авиации места.

Во время войны О. Антонов создает десантный планер РФ-8 (А-7). В перегрузочном варианте планер мог перевозить до 8 человек. За годы войны их было выпущено около 400 экземпляров. Это был высокоплан деревянной конструкции. Планер имел закрылки, интерцегтторы, двухколесное убирающееся шасси и приборы для ночных полетов. Полезная нагрузка А-7 составляла около 1000 кг. Такой планер за самолетом-буксировщиком ночью пересекал линию фронта, садился в расположении партизан на небольшие площадки, непригодные для посадки самолетов, и привозил оружие, медикаменты, боеприпасы. Планеры участвовали в доставке антифриза для танков при наступлении под Сталинградом, в высадке десантов в районе Ржева и Вязьмы, под Ленинградом, в форсировании Днепра и других крупных операциях. Только во время белорусской десантной операции в июле 1943  г., несмотря на сильное противодействие ночных истребителей противника, к партизанам пробились без потерь 138 планеров с большим количеством боеприпасов.

Более 130 тысяч пилотов в 30-х годах прошли первоначальную летную подготовку на планерах О.Антонова в аэроклубах страны. Программа освоения самолета для курсантов, имевших серьезную планерную подготовку, сокращалась в несколько раз. Именно по этому пути пошла фашистская Германия, в короткие сроки подготовившая десятки тысяч летчиков.

После войны, уже в должности Главного конструктора самолетостроительного ОКБ, О.К.Антонов создает рекордный паритель А-9 (1948  г.) и двухместный А-10 (1952  г.). На этих планерах были установлены мировые рекорды дальности, скорости и высоты полета.

В 1952  г. в ОКБ, возглавляемом О.К.Антоновым, его сподвижник А.Ю.Маноцков разработал экспериментальный планер с подрессоренным крылом "Кашук". Планер с "машущими крыльями", пилотируемый ветераном планеризма, участником Коктебельских состязаний, конструктором многих планеров Я.Рудницким, увидели десятки тысяч зрителей воздушного парада в Тушино.

В 1957  г. были построены цельнометаллические планеры А-11 (паритель) и А-13 (пилотажный).

На базе планеров А-11 и А-13 были созданы мотопланеры с реактивным двигателем. На этих машинах известным планеристом Е.Литвинчевым было установлено несколько мировых рекордов в классе легких самолетов.

Венцом деятельности О.Антонова в планеризме было создание рекордного парителя А-15 (1960 г.) с максимальным аэродинамическим качеством 39 ед. На международном авиасалоне 1965 года в Париже рядом с могучим "Антеем" стоял рекордный паритель А-15.

Планеры О.Антонова всегда отличались особой красотой и отточенностью линий. Может быть потому, что в его душе жил художник.

Жизненный путь О.К.Антонова изобиловал крутыми поворотами: Саратов- Ленинград- Москва- Ленинград- Каунас- Москва- Тюмень- Москва- Новосибирск- Киев. Десять раз приходилось ему браться за новое дело, создавать коллектив единомышленников.

"Десять раз сначала". Так называется одна из книг О.К.Антонова. Романтику планерной юности он пронес через всю жизнь.

Вся история отечественного планеризма связана с именем Олега Константиновича Антонова.

Итогом 40-летней деятельности в области планеростроения выдающегося авиаконструктора, академика, лауреата Ленинской и Государственных премий, Героя Социалистического Труда Антонова Олега Константиновича было создание более 50 опытных, экспериментальных и спортивных конструкций планеров. На спортивных планерах О.Антонова было установлено 85 всесоюзных рекордов, из которых 16 превышало мировые.

"Были фрегаты, крейсеры, линкоры, теперь появились атомные суда, а парусные яхты остаются. Так и планеры. Их будут строить и летать на них до тех пор, пока будут восходящие потоки и будут люди, стремящиеся летать. Они останутся навсегда".

О.К.Антонов.

Краткая информация о Всесоюзных планерных состязаниях и слетах на г. Узун-Сырт (п. Коктебель) 1923 - 1935 гг.
1923 г. I испытания. Представлено 10 планеров, к полетам было допущено 9: А-5 К.Арцеулова, АВФ-1 М.Тихонравова, "Майори" С.Люшина, "Стриж" В.Пышнова, "Коршун" И.Толстых, "Буревестник" В.Невдачина, "Мастяжарт" С.Ильюшина, БИЧ Б.Черановского, "Макака" Н.Анощенко. Лучшие результаты: Л. Юнгмейстер на планере А-5: продолжительность полета 1 час. 2 мин. 30 сек., дальность полета 1,5 км, высота над точкой взлета 100 м.

1924 г. II испытания. Представлено 48 планеров. Председатель техкома проф. В.Ветчинкин. Всего выполнено 572 полета с общим налетом 27 час. Лучшие результаты: дальность полета -  3,86 км. (К.Рудзит), продолжительность полета - 5 часов 15 мин. 32 сек. и высота полета - 312  м (Л.Юнгмейстер). Главных призов были удостоены конструкторы планеров КПИР, "Москвич" и "Ларионыч".

1925 г. III состязания. Участвовало 40 советских и 7 немецких планеров. Выполнено 374 полета общей продолжительностью 61 час. 31 мин. Было установлено 5 мировых рекордов: продолжительность - 12 час. 6 мин. 25 сек., Шульц (Германия), дальность полета -  24,4 км, Неринг (Германия); двухместные планеры: дальность -  10 км, Л.Юнгмейстер, высота - 336 м, Л.Юнгмейстер, продолжительность полета 5 час. 30 мин. 36 сек., Хессельбах (Германия). Всесоюзные рекорды установили Арцеулов на КПИР-4 высота - 340  м и К.Яковчук на КПИР-1, продолжительность полета -  9 час. 35 мин. 15 сек.

1927 г. IV состязания. Участвовало 17 планеров. Было выполнено 674 учебных полета. Лучшим учебным планером был признан ИТ-4 И.Толстых.

1928 г. V состязания. Представлено 10 планеров, выполнено 123 полета общей продолжительностью 8 час. 17 мин. Характер работы слета -  учебный.

1929 г. VI состязания. Представлено 22 планера. Выполнено 588 полетов общей продолжительностью 99 часов 19 мин. Впервые А.Юмашев на планере "Скиф" выполнил парящий полет над равнинной местностью. Установлено 4 всесоюзных рекорда: продолжительность полета - 10 часов 22 мин., В.Степанченок (планер Г-7), дальность по маршруту с возвращением к месту старта - 34,8 км, К.Венслав, высоты полета - 1520 м, А.Юмашев ("Скиф") и Д.Кошиц ("Гриф"), дальность полета - 34,6 км, Д.Кошиц ("Гриф"),

1930 г. VII состязания. Представлено 27 планеров, общее число участников 218. Выполнено 4127 полетов общей продолжительностью 100 час 26 мин. Руководитель слета С.Ильюшин. Характер работы слета - учебный. На слете были проведены сравнительные летные испытания планеров-парителей для оценки их аэродинамического качества. Лучшим среди учебных планеров был "Стандарт" О.Антонова. В группе первоначального обучения было выполнено 3495 полетов общей продолжительностью 30 час. 24 мин. Подготовлен 61 планерист. Лучший планер-паритель "Город Ленина" О.Антонова, аэродинамическое качество - 24. Лучший пилотажный планер "Красная Звезда" С.Королева. 28.10.1930 г. летчик В.Степанчонок на этом планере впервые выполнил три петли Нестерова.

1932 г. VIII состязания. Представлено 22 планера, выполнено 662 полета общей продолжительностью 761 час 44 мин. Большинство полетов выполнялось с использованием термических восходящих потоков. Было установлено несколько рекордов, превышавших мировые: продолжительность полета с пассажиром - 10 час. 56 мин. и 14 час. 48 мин., П.Головин (Ш-4), высоты полета с пассажиром  -  1945 м, А.Плесков, высоты полета - 2230 м, С.Гавриш ("УПАР"), дальность полета - 43,5 км, Н.Баруздин (Г-2) и продолжительность полета с двумя пассажирами - 4 час 1 мин., В.Бородин. На слете впервые доставлен планер в буксирном полете из Москвы (Г-9 за самолетом У-2).

1933 г. IX состязания. Участвовало 65 планеров, 137 пилотов-парителей, 60 конструкторов и инженеров. На слете выполнено 1720 полетов продолжительностью 915 час. Установлено несколько рекордов: высота полета с пассажиром - 2530 м и продолжительность полета - 13 час. 17 мин., С.Гавриш (Ш-4), продолжительность полета (одноместный)  -  15 час. 47 мин., С.Анохин ("УПАР"), дальность полета - 48 км, Н.Симонов.

1934 г. Х состязания. Представлено 56 планеров: из них учебных - 8, тренировочных - 8, пилотажных - 9, рекордных - 19, экспериментальных - 12. В буксировочном полете на слет доставлено 19 планеров. Состязания обслуживали 8 самолетов (Р-5, У-2, Ш-2). Выполнено 1029 полетов общей продолжительностью 910 час. 40 мин. На прочность было испытано 34 типа планера, по 56 планерам были выданы заключения о пригодности к различным видам полетов, для 37 типов планеров были рассчитаны основные аэродинамические характеристики. Проведены летные испытания пяти планеров-бесхвосток. 2.10.1934 г. С.Анохин провел испытания планера РФ-1 О.Антонова на флаттер с преднамеренным разрушением его в воздухе. Были выполнены буксировочные полеты за самолетом ночью, взлет гидропланера с моря за гидросамолетом. Проводилось зондирование шарами-пилотами атмосферы. Было установлено ряд рекордов.

1935 г. XI состязания. Представлено 70 планеров, из которых 27 - новой конструкции, Общий налет составил 866 час. 17 мин. Был выполнен беспосадочный перелет планера Г-14 (пилот К.Венслав) за самолетом-буксировщиком П-5 из Москвы в Коктебель протяженностью 1524 км за 10 час. 30 мин. В течение полета самолет подпитывался горючим через шланг от планера-цистерны. Было установлено несколько всесоюзных рекордов, превышавшие мировые. После XI слета все мировые рекорды продолжительности полета стали принадлежать советским планеристам.

Краткая биографическая справка

Можайский Александр Федорович (1825-1890) - исследователь и изобретатель. В 1876 г. построил змей-планер, на котором дважды поднимался в воздух на буксире за тройкой лошадей. В 1881 г. получил "привилегию" на свой "воздухоплавательный снаряд" -первый в России патент на летательный аппарат. В 1883 г. завершил сборку самолета, который стал первым натурным самолетом, доведенным до стадии летных испытаний.

Лилиенталь Отто (1848-1896) - немецкий инженер, один из пионеров авиации. В 1889 г. опубликовал книгу "Полет птиц как основа искусства летать". С 1891 г. летал на балансирных планерах собственной конструкции. Общий налет около 5 часов. В 1896 г. погиб при выполнении очередного полета. О.Лилиенталь сыграл значительную роль в развитии авиационных исследований во многих странах.
Жуковский Николай Егорович (1847-1921) - ученый в области механики, основоположник современной аэрогидродинамики. Основатель и первый руководитель ЦАГИ. Жуковский заложил основы единой научной дисциплины - экспериментальной и теоретической аэродинамики, оказавшей впоследствии огромное влияние на развитие авиации. Первая работа "О парении птиц", в которой исследуется механизм парения с набором высоты, была выпущена им в 1891 г.

Арцеулов Константин Константинович (1891-1980) - летчик-испытатель, один из основателей отечественного планеризма, художник. Первый планер построил в 1904 г. На своей третьей конструкции А-3 в 1908 г. сделал несколько полетов. В 1910 г. самоучкой научился летать на самолете. На следующий год получил международный диплом пилота ФАИ (бреве) №45. Участник I Мировой войны, на фронтах которой за храбрость получил 5 орденов. Осенью 1916 г. в небе над аэродромом Севастопольской летной школы впервые в мире К. Арцеулов преднамеренно ввел самолет в штопор и вывел в горизонтальный полет. По его инициативе этот элемент пилотажа был включен в программу обучения летчиков. В 1923 г. был одним из организаторов I Всесоюзных планерных испытаний на г. Узун-Сырт в п. Коктебель. Участник первых полетов на аэрофотосъемку и ледовую разведку в конце 20-х годов.

Антонов Олег Константинович (1906-1984) - авиаконструктор, академик. Под руководством О.К.Антонова разработано более ста типов и модификаций самолетов различного класса и назначения от многоцелевого Ан-2 до самого грузоподъемного самолета в мире Ан-124 "Руслан". Свыше полутора тысяч самолетов "АН" экспортировано в 42 страны мира. Всего построено более 22000 самолетов. На самолетах "АН" установлено более сотни мировых рекордов. О. К. Антонов самый плодовитый конструктор в области планеризма, с его именем связана вся история отечественного планеризма.
Ильюшин Сергей Владимирович (1894-1977) - авиаконструктор, академик, генерал-полковник. Под руководством С.В.Ильюшина разработаны самолеты Ил-2 и Ил-10, составившие основу штурмовой авиации страны во время Великой Отечественной войны, бомбардировщики, пассажирские самолеты, а также ряд опытных и экспериментальных самолетов. С.В.Ильюшин был руководителем первых Всесоюзных планерных состязаний в Коктебеле, на протяжении десяти лет руководил планеризмом в стране.

Яковлев Александр Сергеевич (1906-1989) - авиаконструктор, академик, генерал-полковник. Под руководством А.С.Яковлева созданы массовые учебные самолеты УТ-2, истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3. Истребители "Як" отличались оптимальным сочетанием скорости, вооружения и маневренности. А.Яковлев один из создателей первых реактивных самолетов, первого сверхзвукового фронтового бомбардировщика Як-28, первого самолета вертикального взлета и посадки Як-36, учебных и спортивных самолетов; пассажирских; ряда опытных и экспериментальных самолетов. А.С.Яковлев участник состязаний в Коктебеле со своими планерами АВФ-10 и АВФ-20.

Туполев Андрей Николаевич (1888-1972) - авиаконструктор, академик, генерал-полковник. Под руководством А.Н.Туполева создано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и ученых, возглавивших самолетостроительные ОКБ. В их числе В.М.Петляков, П.О.Сухой, В.М.Мясищев, А.И.Путилов, В.А.Чижевский, А.А.Архангельский, М.Л.Миль. Под руководством Туполева проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, специальные рекордные и морские самолеты. С 1908 г. А.Туполев член воздухоплавательного кружка. Первые полеты на планере совершил в 1910 г.
Королев Сергей Павлович (1907-1966) - ученый, Главный конструктор ракетно-космических систем, основоположник практической космонавтики, академик, пилот. В 1924 г., будучи студентом КПИ, участвовал в постройке планеров, продолжил в Москве после перевода в МВТУ. С 1927 года неоднократно участвовал во Всесоюзных слетах в п. Коктебель. В 1930 г. на планере С.Королева СК-3 "Красная звезда" впервые в истории

Грибовский Владислав Константинович (1899-1977) - летчик и авиаконструктор. Под руководством В.Грибовского создано 20 типов самолетов и 17 учебно-тренировочных и спортивных типов планеров, на которых было установлено ряд мировых рекордов. Участник нескольких состязаний в Коктебеле как конструктор, пилот и председатель технического комитета.

Черановский Борис Иванович (1896-1960) - авиаконструктор, с 1922 года занимался конструированием и постройкой планеров и самолетов типа "летающее крыло". На самолете-бесхвостке БИЧ-11 впервые был установлен ЖРД. Испытания проводил С.Королев. Из-за недоведенности ЖРД в полетах он не включался. Участник многих Коктебельских состязаний.

Шереметев Борис Николаевич - конструктор планеров, участник многих состязаний в Коктебеле. На планерах Ш-5 было установлено ряд достижений, превышавших мировые. Планеры Ш-5, Ш-10, Ш-18 строились серийно.

Анохин Сергей Николаевич (1910-1986) - заслуженный летчик-испытатель, полковник, заслуженный мастер спорта, Герой Советского Союза. Проводил испытания самолетов на перевернутый штопор, взлет Миг-19 с катапульты, самолета на флаттер, на штопор тяжелых самолетов. Окончил Высшую летно-планерную школу в Коктебеле. Установил ряд рекордов на горе Узун-Сырт.
Кошиц Дмитрий Александрович (1902-1944) - летчик-испытатель, планерист. В 30-х годах испытывал автожиры. На Коктебельских состязаниях установил несколько мировых рекордов. Погиб в авиационной катастрофе.

Степанчонок Василий Андреевич (1901-1943) - летчик-испытатель. Проводил гос. испытания истребителей конструкции А.Туполева и Н.Поликарпова. Положил начало внедрению высшего пилотажа на планерах. В 1930 г. впервые в мире выполнил петлю Нестерова на планере. Руководил летной частью ряда Коктебельских состязаний. Конструктор авиетки С-1. Погиб в испытательном полете на одной из модификаций самолета И-185. На предшественнике этого самолета погиб В.Чкалов.
Расторгуев Виктор Леонидович (1910-1945) - летчик-испытатель. Окончил Высшую летно-планерную школу. Провел летные испытания на перевернутый штопор Як-3, особо сложные испытания истребителей Як на флаттер. Участник нескольких состязаний на г. Узун-Сырт. Установил ряд Всесоюзных и мировых рекордов на продолжительность и дальность полета. Погиб при испытании самолета Як-3 с ракетным двигателем.

Юмашев Андрей Борисович (1902-1988) - летчик-испытатель, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза. В 1937 г. вместе с М.Громовым и С.Данилиным совершил перелет Москва- Сев. Полюс- Сан Джансито (США). Участник слетов в Коктебеле. Одним из первых пилотов начал осваивать парящие полеты над равниной. Конструктор планера Ю-1.

Головин Павел Георгиевич (1909-1940) - полярный летчик, Герой Советского Союза. Участвовал в ледовой разведке, проводке судов в Арктике, высадке полярной экспедиции И.Папанина. Первым пролетел над Северным полюсом. Участник планерных состязаний в Коктебеле. Установил мировой рекорд продолжительности полета (14 часов 42 мин. 25.10.1932 г.). Погиб при испытании самолета.
Раценская Маргарита Карловна (р.1913 г.) - пилот, заслуженный мастер спорта, окончила ВЛПШ. Установила несколько всесоюзных рекордов продолжительности полета, один из них - 15 часов 39 минут, превышал мировой. В послевоенное время на протяжении 17 лет возглавляла Федерацию планерного спорта, Судья международной категории.

Сухомлин Иван Моисеевич (р.1911 г.) - заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза. Испытывал самолеты И.Четверикова., Г.Бериева, А.Туполева (на АНТ-44 и ТУ-104 установил 17 мировых рекордов). Проводил испытания многих самолетов на критические режимы: сваливание, флаттер, бафтинг, взлеты с отказом двигателя. Участник планерных состязаний в Коктебеле. Установил мировой рекорд продолжительности полета- 38 часов 10 минут.

Минов Леонид Григорьевич (1898-1978) - летчик, планерист, парашютист. Один из зачинателей парашютизма и организаторов ВДВ, руководитель слетов в Коктебеле. Награжден почетным дипломом П.Тиссандье (ФАИ).

 

Таблица международных рекордов - класс D (планеры), по состоянию на октябрь 1997 г.

Наименование рекорда
Мужчины Женщины
Открытая дальность 1460,80 км H.W.Grosse (Германия) ASW12 Европа 1972 г. 949,70 км К.Karel (В.Британия) LS-3 Австралия 1980 г.
Дальность полета до назначенного пункта 1383,00 км G.Herbaud, J.N.Herbaud (Франция) ASH25 Европа 1992 г. 953,43 км J.Shaw (США) Nimbus-2 Сев.Америка 1990 г.
Дальность полета с возвращением к месту старта 1646,68 км Т.Knauff (США) Nimbus-3 Сев.Америка 83 1127,68 км D.F.Grove (США) Nimbus-2. Америка1981
Дистанция замкнутого треугольного маршрута 1400,19 км К.Holighaus (Германия) Nimbus-4 Южн.Африка 93 928.29 км H.Zejdova (Чехия) LAK-12 Австралия 1997
Свободная дистанция через три поворотных пункта 2049,44 км T.R.Telore (Нов.Зеландия) ASW20 Нов.Зеландия 1994 1025,10 км H.Zejdova (Чехия) Nimbus4DM Австралия-97
Свободная дистанция с возвращением к месту старта 1261.65 км J.F.Good (США) Discus CS Сев.Америка 1997 г. 860,46 км H.Zejdova (Чехия) Nimdus-4DM Австралия-97
Скорость на 100 км треугольном маршруте 217,41 км/ч J.M.Payne (США) Discus-А Сев.Америка 1997 147,01 км/ч LCasper, A.Machinek Герм. DG-500M Намибия-96
Скорость на 300 км треугольном маршруте 176.99 км/ч В.Bbnzli (Швейцария) DG-400 Южн.Африка 1985 143,90 км/ч S.P.Beatty (Ю.Африка) ASW20B Ю.Африка-90
Скорость на 500 км треугольном маршруте 171,10 км/ч H.W.Grosse, J.Hacker (Герм.) ASH25T Австралия 1990 г. 135,38 км/ч H.Zejdova, N.Ishikawa Nimbus4DM Австралия-97
Скорость на 750 км треугольном маршруте 161,33 км/ч H.W.Grosse, K.Grosse (Герм.) ASH25 Австралия 1988 г. 131,39 км/ч H.Zejdova, E.Ashby (Австрл.) Nimbus4DM Австралия 97
Скорость на 1000-км треугольном маршруте 169,72 км/ч Н.Н.Fischer (Германия) Ventus Южн.Африка 1995 г. -
Скорость на 1250 км треугольном маршруте 143,46 км/ч H.W.Grosse, H.H.Kohlmeier (Германия) ASH25 Австралия 1987 г. -
Абсолютная высота, м 14938 м R.R.Harris (США) Grob G102 Сев.Америка 1986 г. 12637 м S.Jackintell (США) G102 Astir CS Америка-79
Выигрыш высоты, м 12894 м P.P.Bikle (США) SGS1-23E Сев.Америка-61 10212 м Y.M.Loader (H.Зеландия) Nimbus-2 Нов.Зеландия-88
09 ноября 2010 года, 14:39
<<< Назад |


© 2000 - 2024 Paravia.RU Права на все материалы опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.
http://www.paravia.ru

Яндекс цитирования Valid XHTML 1.0 Transitional Яндекс.Метрика
Экстремальный портал VVV.RU