Что такое парящий полет?
Парящие полеты - это основа основ спортивного планеризма. Используя энергию восходящих потоков воздуха, можно летать на планере без капли бензина и без единой "лошадиной силы" на огромные расстояния, можно подняться на волновых потоках на 8, 10, а то и на 14 тысяч метров.
Отличное знание тактики и техники парящих полетов -непременное условие успеха. Без их освоения немыслимо мечтать о спортивном росте, дальних увлекательных маршрутах, рекордах и чемпионских титулах на соревнованиях.
В совершенстве освоив парение в потоках обтекания в горной местности, планеристы начали овладевать полетами в термических потоках с кучевыми облаками над равнинной местностью. В 1935-36 годах были организованы экспедиции на южные отроги Уральского Хребта, в Сталинградскую и Ростовскую область. Именно там И.Карташовым был выполнен полет на дальность 501 км.
Весной 1937г. пилот В.Расторгуев на планере Г N7 (конструктор Г.Грошев) совершил ряд полетов на дальность, которые ФАИ официально зарегистрировало как мировые рекорды: 539 км, 602 км, 652 км.
6 июня 1939 года планеристкой Ольгой Клепиковой на планере О.Антонова РФ-7 был установлен выдающийся рекорд дальности полета. Стартовав в 10 утра в Москве, она приземлилась в 18 ч 25 мин. в районе Сталинграда, покрыв расстояние 749,2 км. Почти 12 лет этот результат оставался самым высоким достижением и для мужчин, а среди женщин этот рекорд оставался непревзойденным в течение 38 лет.
Сейчас Ольга Васильевна Клепикова проживает в Киеве. К 1941 году советским мастерам безмоторного полета принадлежало 13 мировых рекордов из 18, зарегистрированных ФАИ.
К сожалению, сталинская вакханалия 30-х годов не обошла стороной планеризм. Люди, давшие новые направления всему развитию мировой авиации и космонавтики, вынуждены были пройти весь чудовищный лабиринт страданий и унижений. Одним из первых, в 1933 г. был репрессирован К.К.Арцеулов. К руководству Осоавиахима пришли равнодушные к планеризму люди. Планерный завод в Тушино был закрыт, массовое движение молодежи попросту игнорировали. Возрождение планеризма началось только после войны.
Планеризм - это только спорт?
История отечественного планеризма - это история многих достижений науки в летном деле, цепь научных открытий, позволившая разработать новые теоретические законы, двигать вперед и технику, и практику полетов. Удивительно, но планеризм "захватывал" в свою орбиту радиотехнику, физику, астрономию, метеорологию, аэродинамику и многие другие науки.
Первая планерная летающая лаборатория была разработана Б.Шереметевым в 1937 г. на базе планера Ш-10, во второй кабине которого располагалось экспериментальное оборудование. Перед самой войной была построена специализированная лаборатория (ЛС). Планер был оснащен необходимым оборудованием, позволявшим измерять распределение давления по крылу и спутной струе за крылом.
Для исследования аэродинамики больших скоростей, вплоть до 1150 км/час, П.Цыбиным были созданы планеры ЛЛ Ц-1 и ЛЛЦ-2. В 1947-48 г. на этих летающих лабораториях Сергеем Анохиным и Амет-Хан Султаном сделано около сотни полетов, в которых были получены важные экспериментальные материалы по аэродинамике околозвуковых скоростей, что было использовано при создании нового поколения реактивных самолетов.
Высокую выучку, смелость и отвагу, приобретенные в аэроклубах страны, показали бывшие планеристы в годы войны. Многие стали летчиками-истребителями, штурмовиками. Киевская планеристка Наталья Меклин совершила 980 боевых вылетов, за что была удостоена звания Героя Советского Союза.
Начав первоначальную летную подготовку в Белгородском аэроклубе на планере, Н.Сурнев впоследствии стал летчиком-истребителем, Героем Советского Союза, на личном счету которого было 23 сбитых фашистских самолета. И таких примеров - тысячи.
Достойный вклад в победу внесли планеристы грузовых и десантных планеров. Огромные транспортные планеры А-7 О.Антонова, Г-11 В.Грибовского, КЦ-20 Д.Колесникова и П.Цыбина на буксире за самолетом перелетали ночью за линию фронта в район посадки, доставляя боеприпасы и медикаменты партизанам, сбрасывали парашютистов-десантников.
Среди не вернувшихся с войны были инструкторы и выпускники ВЛПШ, рекордсмены страны и мира Семен Гавриш, Дмитрий Кошиц, Михаил Романов, Всеволод Романов, Николай Макаров, Иван Овсянников, Артем Макаров, Иван Карташев и другие. Перед самой войной погибли Никодим Симонов и Павел Головин. И - уже после войны - многократный рекордсмен мира Виктор Расторгуев.
Как развивался планерный спорт после окончания Отечественной войны?
Война с гитлеровской Германией нанесла серьезный урон летным кадрам и планерному парку страны. Первые после окончания войны планерные состязания состоялись только в 1950 г. в п. Саракташ Чкаловской области. По мере расширения и укрепления материально-технической базы, роста мастерства спортсменов стали восстанавливать международные связи. В 1954 г. наши пилоты: В.Ильченко, В.Ефименко и М. Веретенников приняли участие в международных соревнованиях в Польше и заняли второе место.
7 апреля 1950 г. экспедиция в составе 2-х аэропоездов (самолеты Ил-12, планеры Ц-25), пролетев по маршруту Подмосковье - Казань - Свердловск - Омск - Красноярск - Подкаменная Тунгуска - Хатанга - Тикси - остров Котельный - дрейфующая льдина, сделала несколько кругов над Северным полюсом. Таким образом была доказана возможность доставки грузов в труднодоступные районы Крайнего Севера.
В послевоенное время, помимо выпускавшихся серийно планеров А-9, А-10, А-11, А-13 и А-15 О.К.Антонова, небольшими партиями выпускались МАК-15 М.Кузакова (1952 г.), ПАИ-5 и ПАИ-6 Л.Пьецуха (1949 г.), Ш-16 и Ш-18 Б.Шереметева (1951 г.). Наибольшего успеха в создании планеров для первоначального обучения в юношеских планерных школах добился Б.Ошкинис, построивший в 1954 г. БРО-11. Этих планеров было выпущено около 2 тыс. экземпляров.
Самым популярным и массовым учебно-тренировочным планером для обучения на буксире за самолетом стал КАИ-12 "Приморец" М.Симонова. В 1957 г. в г. Арсеньеве их было выпущено около 800 экз. Ныне М.П.Симонов - Генеральный конструктор ОКБ "Сухой". В 60-е годы в Казани было построено несколько опытных планеров стандартного и открытого класса КАИ-14, КАИ-19, СА-7у, СА-8Т "Идель", однако серийно они не выпускались.
В Комсомольске-на-Амуре В.Спиваком и А. Колосниковым были спроектированы и построены планеры "Амур", "Вега" и "Вега-2". В их испытании принимали участие ведущие планеристы страны М. Веретенников, В.Чувиков, А.Дурнов, М.Африканова.
На планерах А-10иА-15 в 50-60-х годах было установлено 8 мировых рекордов дальности и скорости полета по замкнутому маршруту. 20.05.1953 г. Виктор Ильченко на А -10 с пассажиром пролетел 829,8 км, за что был удостоен высшей награды ФАИ -медали Отто Лилиенталя.
В 70-80-х годах единственным предприятием в бывшем Советском Союзе, занимавшемся выпуском планеров, был экспериментальный завод спортивной авиации в г.Пренай (Литовская ССР). На планерах ЛАК-12 и его двухместной модификации было установлено 2 мировых и около 20 всесоюзных рекордов.
Для чего нужен планеризм?
А.И.Покрышкин - маршал авиации, трижды Герой Советского Союза:
"Я лично начал летную жизнь на планерной станции, подобно тысячам других советских юношей. Большинство летчиков соединения, которым я командовал в дни Великой Отечественной войны, воспитывалось в аэроклубах, все они начинали с планеризма".
С. В. Ильюшин - Генеральный авиаконструктор:
"Для авиационного конструктора планеризм - та люлька, в которой обязательно должен качаться ребенок, прежде чем научиться ходить".
С.Н.Анохин - заслуженный летчик-испытатель. Герой Советского Союза:
"Меня иногда спрашивают - какое я имею летное образование? Я всегда с гордостью отвечаю - высшая планерная школа. Планеризм был моей академией и университетом жизни. Испытывая сверхзвуковые самолеты, продолжал летать на планере и, надо сказать, извлекал из этого пользу и для себя, и для дела. Навыки, приобретенные в планеризме, не один раз сослужили добрую службу мне и моим коллегам по испытательной работе. За долгую летную практику мне приходилось совершать посадки с остановившимся двигателем неоднократно. Каждый раз в подобных случаях я чувствовал себя планеристом и всегда садился благополучно. К этому меня приучили полеты на планере ".
Полеты на планере, особенно маршрутные, вырабатывают, кроме летных навыков, еще и такие необходимые для летчика качества как пространственная ориентировка, умение быстро производить сложные штурманские расчеты, учат осмотрительности - это качество во время войны спасло от гибели тысячи летчиков. Частое возникновение в парящем полете сложных ситуаций приучает к выдержке, хладнокровию.
В сентябре 1973 года ветераны-планеристы встретились на горе Клементьева для празднования 50-летия планеризма. На краю горного плато, на семиметровом постаменте, был установлен цельнометаллический планер О.К.Антонова -А-13. Как могучий орел он широко расправил крылья и, развернувшись против ветра, словно парит, поддерживаемый воздушным потоком.
Вновь встретились К.Арцеулов, М.Тихонравов, И.Толстых, В.Пышнов, П.Цыбин, С.Люшин, В.Грибовский, С.Анохин, М.Раценская, Е.Грунауэр, В.Хапов, Г.Малиновский, И.Шелест, Л.Кочеткова, Л.Минов, И.Сухомлин, А.Дабахов, В.Янусов, М.Галлай, О.Клепикова. Около 40 тыс. зрителей со всего Крыма собрались на этот праздник парящего полета.
Убеленные сединами ветераны шли сквозь людское море, сопровождаемые шквалом рукоплесканий. На этой земле начинался планеризм, здесь набирали силу крылья Родины, отсюда вышли прославленные герои военных лет, авиаконструкторы, создатели космических систем. Вновь, как и десятилетия назад, над Горой парили планеры.
Инициатором возрождения Горы стал ветеран планеризма, ведущий инженер ЦАГИ, в прошлом летчик-испытатель, В.Винницкий. В 70-х годах десятки специалистов ЦАГИ научились летать на планерах, многие повысили свое спортивное мастерство.
В 1970 г. в п. Планерское (ныне п.Коктебель) был создан мемориальный музей планеризма. Тысячи фотографий и других планерных реликвий было собрано энтузиастами во главе с полковником запаса В.Щербаковым и бессменной хранительницей Л.Печерикиной.
В середине 60-х годов эстафету от ветеранов В.Ильченко, В.Ефименко, М.Веретенникова, В.Гончаренко, Е.Литвинчева подхватило новое поколение планеристов: Е.Руденский, Ю.Кузнецов, О.Пасечник, в 70-х - 80-х годах - В.Сабецкис, А.Рукас, В.Шевченко и др. Среди женщин наивысших успехов после А. Самосадовой, 3.Соловей, И.Гороховой и М.Африкановой добились Э.Лаан, Т.Загайнова, Л.Клюева, В.Топорова. Среди команд победителей чаще других были Украина, Россия и Литва.
В 80-х годах под руководством ветерана планеризма и ученого Л.П.Красильщикова на г.Узун-Сырт были восстановлены строения Высшей летно-планерной школы. Планеристами и инженерами-испытателями научно-исследовательской базы ЦАГИ было проведено много летных экспериментов в области аэродинамики малых скоростей. Юбилейные встречи на горе Клементьева состоялись также в 1983 и в 1993 годах. С каждым годом ряды ветеранов планеризма довоенной поры становятся реже.
Летают ли сейчас на Горе?
С середины 70-х годов на легендарной горе стали появляться дельтапланеристы. Магия Крылатой Горы была настолько сильна, что на первые Всесоюзные слеты сюда прибывали энтузиасты с Камчатки, Красноярска, Томска, из республик Средней Азии и других отдаленных регионов страны. Снова, как и десятилетия назад, Гора стала центром притяжения для всех дельта-планеристов. Здесь формировалась техническая, методическая, организационная политика нового авиационного вида спорта. Снова, как и десятилетия назад, работала техническая комиссия, состоявшая из наиболее опытных авиационных инженеров и пилотов, основной задачей которой было оказание всесторонней помощи в доводке дельтапланов.
Республиканские и Всесоюзные слеты и соревнования на горе Клементьева были, можно сказать, Высшей дельтапланерной школой, после прохождения которой, конструкторы и пилоты выходили на качественно новый уровень. И сегодня Гора является одним из центров дельта- и парапланеризма стран СНГ.
В период с апреля по октябрь сотни любителей легкой авиации приезжают на Гору, чтобы полетать на планерах и самолетах в центре планерного спорта, которым руководит С.Сквирский, а также на мото-, дельта- и парапланах в республиканском дель-таклубе Е. Зозули. Возможности Крымского региона еще далеко не исчерпаны. В районе горного массива имеются условия для набора высоты в так называемых "волновых потоках" до 6000 м и более.
Младший брат планеризма, дельтапланеризм, давно вырос из коротких штанишек. Спортсменам-дельтапланеристам под силу прохождение замкнутых маршрутов протяженностью 100, 150, а то и 200 км. Наш пилот О.Бондарчук является победителем многих международных соревнований, а на всемирных Авиационных Играх в Турции в 1997 г. и на чемпионате Мира в Австралии в 1998 г. в абсолютном первенстве он становился вице-чемпионом. Олег летает на дельтапланах киевской фирмы "Аэрос", продукция которой сейчас известна во всем дельтапла-нерном мире. Спортивные дельтапланы типа "Стеле" летают в небе всех континентов, кроме Антарктиды. В 1998 г. на аппарате "Стеле 14 КПЛ" установлен мировой рекорд скорости на 100-км треугольнике.
К сожалению, в таблице международных рекордов не осталось ни одной строчки, отмечающей планеристов бывшего Советского Союза. Планерная техника за рубежом в последние годы сделала резкий скачок. Аэродинамическое качество лучших планеров превысило 60 ед. Рекордные маршруты по протяженности в пределах одного Европейского государства поместиться уже не могут. Далеко не каждый самолет может пролететь 2000 км, а вот планеристу это расстояние покорилось.
"Планер дает ощущение полета, равное тому, которое испытывает птица, когда она свободно парит... Шум воздуха, который трется о ваши крылья, передается всему вашему существу... Вы чувствуете крылья планера так, будто это ваши собственные крылья".
Эти полные поэзии слова Константин Арцеулов сказал через 70 лет после своих первых полетов на планере.
Человек, заболевший в юности романтикой покорения воздушных просторов, уже никогда не останется равнодушным к аэродромам, к ма-нящей дали безграничного пространства.
Страница 2 из 4 пред. | 1 | 2 | 3 | 4 | след.