Paravia.RU


История советского планеризма

Страница 3 из 4     пред. | 1 | 2 | 3 | 4 | след.

Спортивный планеризм на Украине 50...90-е годы.

На Украине республиканские планерные соревнования впервые состоялись в сентябре 1949 г. (7 участников и 2 планера А-2).

Звание абсолютного Чемпиона СССР среди планеристов впервые официально было разыграно в 1951 году на 17-х Всесоюзных соревнованиях. Из украинских спортсменов абсолютными чемпионами становились: М.Веретенников; Н.Кислицина; В.Гончаренко (дважды); Е.Руденский (трижды); Ю.Амочкин; В.Панафутин (дважды); В.Шевченко (трижды); М.Десятов; И.Гапанович; В.Топорова.

Сборная планеристов Украины многократно побеждала в командном зачете на чемпионатах и спартакиадах народов СССР.

Планеристы старшего поколения В.Ефименко, М.Веретенников, В.Гончаренко одними из первых в стране освоили новую тактику скоростных полетов, что позволило им быть ведущими пилотами на протяжении многих лет.

Все они были учениками одного из старейших планеристов Украины, автора нескольких конструкций планеров, боевого летчика-штурмовика Януша Ольгердовича Рудницкого. За выдающийся вклад в развитие авиации он был награжден ФАИ "Почетным Дипломом Поля Тиссандье".

Многие, кто пришел в планеризм последние 35 лет, зачитывались книгами Виктора Гончаренко. Страстный популяризатор планерного спорта, журналист, солист Киевской государственной филармонии, ветеран боевого планеризма В.Гончаренко был кумиром нескольких поколений юных планеристов.

"Мастер планерного спорта неоднократный чемпион и рекордсмен Советского Союза Виктор Гончаренко человек твердой воли, огромной напористости, влюбленный в планеризм - самый тонкий и острый вид воздушного спорта, - готовый сражаться с каждым, кто мешает его развитию, его расцвету".

О.К.Антонов

По трагическому стечению обстоятельств жизнь Старого Грача (так звали Виктора Гончаренко планеристы всей страны) оборвалась 28 августа 1977 г. именно на горе Узун-Сырт, которую он воспевал в своих многочисленных рассказах о планеризме.

Несколько поколений юных планеристов проходили первую летную подготовку в Юношеской планерной школе Павла Петровича Папуши. За 37 лет более 600 юношей и девушек сделали свои первые шаги в небо. Многие из них впоследствии стали авиационными инженерами, спортсменами-летчиками и планеристами, ушли в большую авиацию.

Прекрасную школу мастерства пилотов-планеристов на Украине создал один из сильнейших пилотов страны 60-80-х годов Евгений Руденский. В 80-е годы чуть ли не половину мужского состава высшей лиги Чемпионатов СССР составляли украинские пилоты. Ими было установлено немало всесоюзных рекордов и завоевано много высших спортивных достижений.

Рекордсменами СССР в послевоенный период стали: В.Ефименко, М.Веретенников, А.Щербак, В.Шумкова, А.Куделина, В.Гончаренко, З.Соловей, Е.Литвинчев, БАнохова, Е.Руденский, Л.Хоменко, Л.Пилипчук, В.Турсунходжаева, С.Руденская, В.Грибанов, В.Топорова, В.Шевченко.

Высшие мировые достижения покорились В.Ефименко, М.Веретенникову, З.Соловей, Е.Литвинчеву.

Наивысших достижений в международных соревнованиях добились: Е.Руденский - серебряный призер в абсолютном первенстве на чемпионате мира 1972 г., В.Топорова, ставшая абсолютной чемпионкой Европы в 1991 г. и И.Гапанович, победивший в отдельных упражнениях на чемпионате мира в США в 1991 г. В.Топорова и И.Гапанович стали заслуженными мастерами спорта. До них этого звания в СССР в послевоенное время были удостоены только С.Анохин, В.Ильченко, В.Ефименко и М.Веретенников, установившие несколько мировых рекордов.

Большую поддержку планеризму в нынешнее столь трудное время оказывает руководство Центрального аэроклуба им.О.К.Антонова. Ежегодно проводятся чемпионаты Украины в нескольких классах планеров. 10.06.93 г. впервые на соревнованиях был разыгран 750 км замкнутый маршрут. Победителем и соответственно рекордсменом стал командир планерного звена Центрального аэроклуба им. О.К.Антонова В.Руснак. За последние годы более 20 украинских пилотов пролетели на соревнованиях "королевские треугольники", т.е. замкнутые маршруты протяженностью более 500 км.

Подобные маршруты ранее разыгрывались и практически все рекорды устанавливались только в местах с уникальными метеорологическими условиями: на западе США, в Австралии, Южной Африке.

В последнее время лидирующие позиции заняли Олег Михайленко и Николай Ковальчук  -  многократные чемпионы Украины, призеры международных соревнований. В юбилейном году победителями первенства страны стали Н. Ковальчук  -  открытый класс, Д.Боровик  -  стандартный класс, среди женщин  -  В.Топорова.

Современный планер - это сгусток высоких технологий в композиционных материалах и электроники. Цена 1 кг конструкции планера, насыщенного необходимым электронным приборным оборудованием, достигает 500...600 долларов США. Для примера: цена 1 кг современного легкового автомобиля колеблется от 20 до 100 долларов.

За последние 10 лет поступлений новой матчасти нет. На имеющихся морально и физически устаревших планерах на международных соревнованиях успешно конкурировать практически невозможно. В ближайшие годы планерная акробатика может быть включена в программу Олимпийских Игр. Если положение не изменится, то позиции украинского планеризма, имеющего глубокие традиции, могут быть безвозвратно утеряны.
Конструкторская деятельность О.К.Антонова в области планеростроения

Первый планер ("Голуб"), с которым 18-летний О.Антонов принял участие во II Всесоюзных планерных испытаниях в Коктебеле, был построен еще в 1924 году. Знакомство с другими конструкторами и пилотами дали огромный толчок и пищу для размышлений.

совместный с П.Цыбиным планер "Стандарт-2" ("Ока-5") впервые строился небольшими сериями в планерной мастерской Леносоавиахима. На VII Всесоюзных планерных состязаниях в 1930 г. рекордный планер "Город Ленина" показал наилучшие летные качества и был охарактеризован как "новое слово советской планерной конструкторской мысли".

В 1930 г. О.Антонов переезжает в Москву и возглавляет Центральное бюро планерных конструкций (ЦБПК), основной задачей которого была разработка и создание учебных планеров для серийного производства.

Первая встреча с Коктебелем навсегда врезалась в сознание и сердце О.Антонова. Шли годы, он был постоянным участником, а позже и одним из руководителей состязаний, проходивших на горе Узун-Сырт. О.Антонов был той живительной силой, тем творческим началом, которое заряжало энергией и энтузиазмом души участников слета.

В 1932 г. О.Антонов становится Главным конструктором планерного завода в Тушино (Москва). В период с 1932 по 1936 год было создано несколько типов учебных планеров серии УС: одноместные  -  УС-3 и УС-4, двухместные  -  УС-5 и УС-6. Этих планеров было выпущено около 7  тыс. Дальнейшее совершенствование конструкций учебных планеров привело к созданию тренировочного планера "УПАР" (Учебный паритель) разных моделей ПС-1 и ПС-2, Следующими конструкциями стали планеры серии БС-3, БС-4 и БС-5. Эти планеры предназначались для обучения и тренировки спортсменов на пилотаж, парение и буксировку за самолетом. Всего учебно-тренировочных планеров было выпущено около 700  экз.

Помимо учебно-тренировочных планеров О.Антонов занимается массовым планером упрощенной конструкции. Так появляется серия  -  РЭ (Роберт Эйдеман) от РЭ1 ... до РЭ6.

Планеризм был самодеятельной творческой лабораторией подготовки не только энтузиастов-летчиков, но и конструкторов-любителей. Лучшим примером этому могут быть имена наших знаменитых авиаконструкторов О.Антонова, А.Яковлева, С.Королева и других.

Уже в первых учебных планерах "Стандарт" в 1929  г. были применены новые, логически обоснованные схемы конструкций. О.Антонов никогда не стремился оригинальничать ради самой оригинальности. Оригинальность Антонова  -  неотвратимое следствие аналитического и непредвзятого и поэтому нешаблонного подхода к решению задачи. Важным направлением деятельности О.Антонова была работа над экспериментальными аппаратами. В 1933 году были созданы планеры типа "Рот-Фронт": РФ-1 ... РФ-4. Работая над созданием рекордных планеров, О.Антонов пришел к выводу о необходимости значительного повышения удельной нагрузки на крыло путем использования водобалласта.

Серия планеров ИП ("Испытание профиля") предназначалась для исследования крыльевых профилей. В 1935  г. совместно с А.Бориным был построен планер-тандем БА-1, а в следующем году планеролет ЛЕМ-2.

Серия рекордных планеров начиналась с планера "Город Ленина". На планерах, являвшихся дальнейшим развитием этой конструкции, ДиП ("Догнать и Перегнать"), "Шесть условий" было установлено несколько всесоюзных рекордов. На экспериментально-рекордньк планерах серии "Рот-Фронт" было применено свободнонесущее крыло.

Увеличение аэродинамического качества на планере РФ-7 достигнуто путем:

использования наивыгоднейших профилей крыла и оперения;
радикального изменения формы фюзеляжа, в габариты которого включены обводы фонаря;
использования наивыгоднейшего сочетания крыла с фюзеляжем;
придания посадочной лыже более обтекаемой формы.

Именно на планере РФ-7 в 1939 г. О.Клепиковой был установлен мировой рекорд дальности полета  -  749,2  км.

Когда в 1937  г.Коктебель из-за его близости к берегам Турции, да и сам планеризм повсеместно "волевым" решением сверху были закрыты, О.Антонов был первым, кто ратовал за возрождение былой славы этого святого для отечественной авиации места.

Во время войны О. Антонов создает десантный планер РФ-8 (А-7). В перегрузочном варианте планер мог перевозить до 8 человек. За годы войны их было выпущено около 400 экземпляров. Это был высокоплан деревянной конструкции. Планер имел закрылки, интерцегтторы, двухколесное убирающееся шасси и приборы для ночных полетов. Полезная нагрузка А-7 составляла около 1000 кг. Такой планер за самолетом-буксировщиком ночью пересекал линию фронта, садился в расположении партизан на небольшие площадки, непригодные для посадки самолетов, и привозил оружие, медикаменты, боеприпасы. Планеры участвовали в доставке антифриза для танков при наступлении под Сталинградом, в высадке десантов в районе Ржева и Вязьмы, под Ленинградом, в форсировании Днепра и других крупных операциях. Только во время белорусской десантной операции в июле 1943  г., несмотря на сильное противодействие ночных истребителей противника, к партизанам пробились без потерь 138 планеров с большим количеством боеприпасов.

Более 130 тысяч пилотов в 30-х годах прошли первоначальную летную подготовку на планерах О.Антонова в аэроклубах страны. Программа освоения самолета для курсантов, имевших серьезную планерную подготовку, сокращалась в несколько раз. Именно по этому пути пошла фашистская Германия, в короткие сроки подготовившая десятки тысяч летчиков.

После войны, уже в должности Главного конструктора самолетостроительного ОКБ, О.К.Антонов создает рекордный паритель А-9 (1948  г.) и двухместный А-10 (1952  г.). На этих планерах были установлены мировые рекорды дальности, скорости и высоты полета.

В 1952  г. в ОКБ, возглавляемом О.К.Антоновым, его сподвижник А.Ю.Маноцков разработал экспериментальный планер с подрессоренным крылом "Кашук". Планер с "машущими крыльями", пилотируемый ветераном планеризма, участником Коктебельских состязаний, конструктором многих планеров Я.Рудницким, увидели десятки тысяч зрителей воздушного парада в Тушино.

В 1957  г. были построены цельнометаллические планеры А-11 (паритель) и А-13 (пилотажный).

На базе планеров А-11 и А-13 были созданы мотопланеры с реактивным двигателем. На этих машинах известным планеристом Е.Литвинчевым было установлено несколько мировых рекордов в классе легких самолетов.

Венцом деятельности О.Антонова в планеризме было создание рекордного парителя А-15 (1960 г.) с максимальным аэродинамическим качеством 39 ед. На международном авиасалоне 1965 года в Париже рядом с могучим "Антеем" стоял рекордный паритель А-15.

Планеры О.Антонова всегда отличались особой красотой и отточенностью линий. Может быть потому, что в его душе жил художник.

Жизненный путь О.К.Антонова изобиловал крутыми поворотами: Саратов- Ленинград- Москва- Ленинград- Каунас- Москва- Тюмень- Москва- Новосибирск- Киев. Десять раз приходилось ему браться за новое дело, создавать коллектив единомышленников.

"Десять раз сначала". Так называется одна из книг О.К.Антонова. Романтику планерной юности он пронес через всю жизнь.

Вся история отечественного планеризма связана с именем Олега Константиновича Антонова.

Итогом 40-летней деятельности в области планеростроения выдающегося авиаконструктора, академика, лауреата Ленинской и Государственных премий, Героя Социалистического Труда Антонова Олега Константиновича было создание более 50 опытных, экспериментальных и спортивных конструкций планеров. На спортивных планерах О.Антонова было установлено 85 всесоюзных рекордов, из которых 16 превышало мировые.

"Были фрегаты, крейсеры, линкоры, теперь появились атомные суда, а парусные яхты остаются. Так и планеры. Их будут строить и летать на них до тех пор, пока будут восходящие потоки и будут люди, стремящиеся летать. Они останутся навсегда".

О.К.Антонов.

Страница 3 из 4     пред. | 1 | 2 | 3 | 4 | след.

© 2000 - 2024 Paravia.RU Права на все материалы опубликованные на сайте, принадлежат их авторам.
http://www.paravia.ru

Яндекс цитирования Valid XHTML 1.0 Transitional Яндекс.Метрика
Экстремальный портал VVV.RU