Краткая информация о Всесоюзных планерных состязаниях и слетах на г. Узун-Сырт (п. Коктебель) 1923 - 1935 гг.
1923 г. I испытания. Представлено 10 планеров, к полетам было допущено 9: А-5 К.Арцеулова, АВФ-1 М.Тихонравова, "Майори" С.Люшина, "Стриж" В.Пышнова, "Коршун" И.Толстых, "Буревестник" В.Невдачина, "Мастяжарт" С.Ильюшина, БИЧ Б.Черановского, "Макака" Н.Анощенко. Лучшие результаты: Л. Юнгмейстер на планере А-5: продолжительность полета 1 час. 2 мин. 30 сек., дальность полета 1,5 км, высота над точкой взлета 100 м.
1924 г. II испытания. Представлено 48 планеров. Председатель техкома проф. В.Ветчинкин. Всего выполнено 572 полета с общим налетом 27 час. Лучшие результаты: дальность полета - 3,86 км. (К.Рудзит), продолжительность полета - 5 часов 15 мин. 32 сек. и высота полета - 312 м (Л.Юнгмейстер). Главных призов были удостоены конструкторы планеров КПИР, "Москвич" и "Ларионыч".
1925 г. III состязания. Участвовало 40 советских и 7 немецких планеров. Выполнено 374 полета общей продолжительностью 61 час. 31 мин. Было установлено 5 мировых рекордов: продолжительность - 12 час. 6 мин. 25 сек., Шульц (Германия), дальность полета - 24,4 км, Неринг (Германия); двухместные планеры: дальность - 10 км, Л.Юнгмейстер, высота - 336 м, Л.Юнгмейстер, продолжительность полета 5 час. 30 мин. 36 сек., Хессельбах (Германия). Всесоюзные рекорды установили Арцеулов на КПИР-4 высота - 340 м и К.Яковчук на КПИР-1, продолжительность полета - 9 час. 35 мин. 15 сек.
1927 г. IV состязания. Участвовало 17 планеров. Было выполнено 674 учебных полета. Лучшим учебным планером был признан ИТ-4 И.Толстых.
1928 г. V состязания. Представлено 10 планеров, выполнено 123 полета общей продолжительностью 8 час. 17 мин. Характер работы слета - учебный.
1929 г. VI состязания. Представлено 22 планера. Выполнено 588 полетов общей продолжительностью 99 часов 19 мин. Впервые А.Юмашев на планере "Скиф" выполнил парящий полет над равнинной местностью. Установлено 4 всесоюзных рекорда: продолжительность полета - 10 часов 22 мин., В.Степанченок (планер Г-7), дальность по маршруту с возвращением к месту старта - 34,8 км, К.Венслав, высоты полета - 1520 м, А.Юмашев ("Скиф") и Д.Кошиц ("Гриф"), дальность полета - 34,6 км, Д.Кошиц ("Гриф"),
1930 г. VII состязания. Представлено 27 планеров, общее число участников 218. Выполнено 4127 полетов общей продолжительностью 100 час 26 мин. Руководитель слета С.Ильюшин. Характер работы слета - учебный. На слете были проведены сравнительные летные испытания планеров-парителей для оценки их аэродинамического качества. Лучшим среди учебных планеров был "Стандарт" О.Антонова. В группе первоначального обучения было выполнено 3495 полетов общей продолжительностью 30 час. 24 мин. Подготовлен 61 планерист. Лучший планер-паритель "Город Ленина" О.Антонова, аэродинамическое качество - 24. Лучший пилотажный планер "Красная Звезда" С.Королева. 28.10.1930 г. летчик В.Степанчонок на этом планере впервые выполнил три петли Нестерова.
1932 г. VIII состязания. Представлено 22 планера, выполнено 662 полета общей продолжительностью 761 час 44 мин. Большинство полетов выполнялось с использованием термических восходящих потоков. Было установлено несколько рекордов, превышавших мировые: продолжительность полета с пассажиром - 10 час. 56 мин. и 14 час. 48 мин., П.Головин (Ш-4), высоты полета с пассажиром - 1945 м, А.Плесков, высоты полета - 2230 м, С.Гавриш ("УПАР"), дальность полета - 43,5 км, Н.Баруздин (Г-2) и продолжительность полета с двумя пассажирами - 4 час 1 мин., В.Бородин. На слете впервые доставлен планер в буксирном полете из Москвы (Г-9 за самолетом У-2).
1933 г. IX состязания. Участвовало 65 планеров, 137 пилотов-парителей, 60 конструкторов и инженеров. На слете выполнено 1720 полетов продолжительностью 915 час. Установлено несколько рекордов: высота полета с пассажиром - 2530 м и продолжительность полета - 13 час. 17 мин., С.Гавриш (Ш-4), продолжительность полета (одноместный) - 15 час. 47 мин., С.Анохин ("УПАР"), дальность полета - 48 км, Н.Симонов.
1934 г. Х состязания. Представлено 56 планеров: из них учебных - 8, тренировочных - 8, пилотажных - 9, рекордных - 19, экспериментальных - 12. В буксировочном полете на слет доставлено 19 планеров. Состязания обслуживали 8 самолетов (Р-5, У-2, Ш-2). Выполнено 1029 полетов общей продолжительностью 910 час. 40 мин. На прочность было испытано 34 типа планера, по 56 планерам были выданы заключения о пригодности к различным видам полетов, для 37 типов планеров были рассчитаны основные аэродинамические характеристики. Проведены летные испытания пяти планеров-бесхвосток. 2.10.1934 г. С.Анохин провел испытания планера РФ-1 О.Антонова на флаттер с преднамеренным разрушением его в воздухе. Были выполнены буксировочные полеты за самолетом ночью, взлет гидропланера с моря за гидросамолетом. Проводилось зондирование шарами-пилотами атмосферы. Было установлено ряд рекордов.
1935 г. XI состязания. Представлено 70 планеров, из которых 27 - новой конструкции, Общий налет составил 866 час. 17 мин. Был выполнен беспосадочный перелет планера Г-14 (пилот К.Венслав) за самолетом-буксировщиком П-5 из Москвы в Коктебель протяженностью 1524 км за 10 час. 30 мин. В течение полета самолет подпитывался горючим через шланг от планера-цистерны. Было установлено несколько всесоюзных рекордов, превышавшие мировые. После XI слета все мировые рекорды продолжительности полета стали принадлежать советским планеристам.
Краткая биографическая справка
Можайский Александр Федорович (1825-1890) - исследователь и изобретатель. В 1876 г. построил змей-планер, на котором дважды поднимался в воздух на буксире за тройкой лошадей. В 1881 г. получил "привилегию" на свой "воздухоплавательный снаряд" -первый в России патент на летательный аппарат. В 1883 г. завершил сборку самолета, который стал первым натурным самолетом, доведенным до стадии летных испытаний.
Лилиенталь Отто (1848-1896) - немецкий инженер, один из пионеров авиации. В 1889 г. опубликовал книгу "Полет птиц как основа искусства летать". С 1891 г. летал на балансирных планерах собственной конструкции. Общий налет около 5 часов. В 1896 г. погиб при выполнении очередного полета. О.Лилиенталь сыграл значительную роль в развитии авиационных исследований во многих странах.
Жуковский Николай Егорович (1847-1921) - ученый в области механики, основоположник современной аэрогидродинамики. Основатель и первый руководитель ЦАГИ. Жуковский заложил основы единой научной дисциплины - экспериментальной и теоретической аэродинамики, оказавшей впоследствии огромное влияние на развитие авиации. Первая работа "О парении птиц", в которой исследуется механизм парения с набором высоты, была выпущена им в 1891 г.
Арцеулов Константин Константинович (1891-1980) - летчик-испытатель, один из основателей отечественного планеризма, художник. Первый планер построил в 1904 г. На своей третьей конструкции А-3 в 1908 г. сделал несколько полетов. В 1910 г. самоучкой научился летать на самолете. На следующий год получил международный диплом пилота ФАИ (бреве) №45. Участник I Мировой войны, на фронтах которой за храбрость получил 5 орденов. Осенью 1916 г. в небе над аэродромом Севастопольской летной школы впервые в мире К. Арцеулов преднамеренно ввел самолет в штопор и вывел в горизонтальный полет. По его инициативе этот элемент пилотажа был включен в программу обучения летчиков. В 1923 г. был одним из организаторов I Всесоюзных планерных испытаний на г. Узун-Сырт в п. Коктебель. Участник первых полетов на аэрофотосъемку и ледовую разведку в конце 20-х годов.
Антонов Олег Константинович (1906-1984) - авиаконструктор, академик. Под руководством О.К.Антонова разработано более ста типов и модификаций самолетов различного класса и назначения от многоцелевого Ан-2 до самого грузоподъемного самолета в мире Ан-124 "Руслан". Свыше полутора тысяч самолетов "АН" экспортировано в 42 страны мира. Всего построено более 22000 самолетов. На самолетах "АН" установлено более сотни мировых рекордов. О. К. Антонов самый плодовитый конструктор в области планеризма, с его именем связана вся история отечественного планеризма.
Ильюшин Сергей Владимирович (1894-1977) - авиаконструктор, академик, генерал-полковник. Под руководством С.В.Ильюшина разработаны самолеты Ил-2 и Ил-10, составившие основу штурмовой авиации страны во время Великой Отечественной войны, бомбардировщики, пассажирские самолеты, а также ряд опытных и экспериментальных самолетов. С.В.Ильюшин был руководителем первых Всесоюзных планерных состязаний в Коктебеле, на протяжении десяти лет руководил планеризмом в стране.
Яковлев Александр Сергеевич (1906-1989) - авиаконструктор, академик, генерал-полковник. Под руководством А.С.Яковлева созданы массовые учебные самолеты УТ-2, истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3. Истребители "Як" отличались оптимальным сочетанием скорости, вооружения и маневренности. А.Яковлев один из создателей первых реактивных самолетов, первого сверхзвукового фронтового бомбардировщика Як-28, первого самолета вертикального взлета и посадки Як-36, учебных и спортивных самолетов; пассажирских; ряда опытных и экспериментальных самолетов. А.С.Яковлев участник состязаний в Коктебеле со своими планерами АВФ-10 и АВФ-20.
Туполев Андрей Николаевич (1888-1972) - авиаконструктор, академик, генерал-полковник. Под руководством А.Н.Туполева создано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и ученых, возглавивших самолетостроительные ОКБ. В их числе В.М.Петляков, П.О.Сухой, В.М.Мясищев, А.И.Путилов, В.А.Чижевский, А.А.Архангельский, М.Л.Миль. Под руководством Туполева проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, специальные рекордные и морские самолеты. С 1908 г. А.Туполев член воздухоплавательного кружка. Первые полеты на планере совершил в 1910 г.
Королев Сергей Павлович (1907-1966) - ученый, Главный конструктор ракетно-космических систем, основоположник практической космонавтики, академик, пилот. В 1924 г., будучи студентом КПИ, участвовал в постройке планеров, продолжил в Москве после перевода в МВТУ. С 1927 года неоднократно участвовал во Всесоюзных слетах в п. Коктебель. В 1930 г. на планере С.Королева СК-3 "Красная звезда" впервые в истории
Грибовский Владислав Константинович (1899-1977) - летчик и авиаконструктор. Под руководством В.Грибовского создано 20 типов самолетов и 17 учебно-тренировочных и спортивных типов планеров, на которых было установлено ряд мировых рекордов. Участник нескольких состязаний в Коктебеле как конструктор, пилот и председатель технического комитета.
Черановский Борис Иванович (1896-1960) - авиаконструктор, с 1922 года занимался конструированием и постройкой планеров и самолетов типа "летающее крыло". На самолете-бесхвостке БИЧ-11 впервые был установлен ЖРД. Испытания проводил С.Королев. Из-за недоведенности ЖРД в полетах он не включался. Участник многих Коктебельских состязаний.
Шереметев Борис Николаевич - конструктор планеров, участник многих состязаний в Коктебеле. На планерах Ш-5 было установлено ряд достижений, превышавших мировые. Планеры Ш-5, Ш-10, Ш-18 строились серийно.
Анохин Сергей Николаевич (1910-1986) - заслуженный летчик-испытатель, полковник, заслуженный мастер спорта, Герой Советского Союза. Проводил испытания самолетов на перевернутый штопор, взлет Миг-19 с катапульты, самолета на флаттер, на штопор тяжелых самолетов. Окончил Высшую летно-планерную школу в Коктебеле. Установил ряд рекордов на горе Узун-Сырт.
Кошиц Дмитрий Александрович (1902-1944) - летчик-испытатель, планерист. В 30-х годах испытывал автожиры. На Коктебельских состязаниях установил несколько мировых рекордов. Погиб в авиационной катастрофе.
Степанчонок Василий Андреевич (1901-1943) - летчик-испытатель. Проводил гос. испытания истребителей конструкции А.Туполева и Н.Поликарпова. Положил начало внедрению высшего пилотажа на планерах. В 1930 г. впервые в мире выполнил петлю Нестерова на планере. Руководил летной частью ряда Коктебельских состязаний. Конструктор авиетки С-1. Погиб в испытательном полете на одной из модификаций самолета И-185. На предшественнике этого самолета погиб В.Чкалов.
Расторгуев Виктор Леонидович (1910-1945) - летчик-испытатель. Окончил Высшую летно-планерную школу. Провел летные испытания на перевернутый штопор Як-3, особо сложные испытания истребителей Як на флаттер. Участник нескольких состязаний на г. Узун-Сырт. Установил ряд Всесоюзных и мировых рекордов на продолжительность и дальность полета. Погиб при испытании самолета Як-3 с ракетным двигателем.
Юмашев Андрей Борисович (1902-1988) - летчик-испытатель, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза. В 1937 г. вместе с М.Громовым и С.Данилиным совершил перелет Москва- Сев. Полюс- Сан Джансито (США). Участник слетов в Коктебеле. Одним из первых пилотов начал осваивать парящие полеты над равниной. Конструктор планера Ю-1.
Головин Павел Георгиевич (1909-1940) - полярный летчик, Герой Советского Союза. Участвовал в ледовой разведке, проводке судов в Арктике, высадке полярной экспедиции И.Папанина. Первым пролетел над Северным полюсом. Участник планерных состязаний в Коктебеле. Установил мировой рекорд продолжительности полета (14 часов 42 мин. 25.10.1932 г.). Погиб при испытании самолета.
Раценская Маргарита Карловна (р.1913 г.) - пилот, заслуженный мастер спорта, окончила ВЛПШ. Установила несколько всесоюзных рекордов продолжительности полета, один из них - 15 часов 39 минут, превышал мировой. В послевоенное время на протяжении 17 лет возглавляла Федерацию планерного спорта, Судья международной категории.
Сухомлин Иван Моисеевич (р.1911 г.) - заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза. Испытывал самолеты И.Четверикова., Г.Бериева, А.Туполева (на АНТ-44 и ТУ-104 установил 17 мировых рекордов). Проводил испытания многих самолетов на критические режимы: сваливание, флаттер, бафтинг, взлеты с отказом двигателя. Участник планерных состязаний в Коктебеле. Установил мировой рекорд продолжительности полета- 38 часов 10 минут.
Минов Леонид Григорьевич (1898-1978) - летчик, планерист, парашютист. Один из зачинателей парашютизма и организаторов ВДВ, руководитель слетов в Коктебеле. Награжден почетным дипломом П.Тиссандье (ФАИ).
Наименование рекорда |
Мужчины | Женщины |
Открытая дальность | 1460,80 км H.W.Grosse (Германия) ASW12 Европа 1972 г. | 949,70 км К.Karel (В.Британия) LS-3 Австралия 1980 г. |
Дальность полета до назначенного пункта | 1383,00 км G.Herbaud, J.N.Herbaud (Франция) ASH25 Европа 1992 г. | 953,43 км J.Shaw (США) Nimbus-2 Сев.Америка 1990 г. |
Дальность полета с возвращением к месту старта | 1646,68 км Т.Knauff (США) Nimbus-3 Сев.Америка 83 | 1127,68 км D.F.Grove (США) Nimbus-2. Америка1981 |
Дистанция замкнутого треугольного маршрута | 1400,19 км К.Holighaus (Германия) Nimbus-4 Южн.Африка 93 | 928.29 км H.Zejdova (Чехия) LAK-12 Австралия 1997 |
Свободная дистанция через три поворотных пункта | 2049,44 км T.R.Telore (Нов.Зеландия) ASW20 Нов.Зеландия 1994 | 1025,10 км H.Zejdova (Чехия) Nimbus4DM Австралия-97 |
Свободная дистанция с возвращением к месту старта | 1261.65 км J.F.Good (США) Discus CS Сев.Америка 1997 г. | 860,46 км H.Zejdova (Чехия) Nimdus-4DM Австралия-97 |
Скорость на 100 км треугольном маршруте | 217,41 км/ч J.M.Payne (США) Discus-А Сев.Америка 1997 | 147,01 км/ч LCasper, A.Machinek Герм. DG-500M Намибия-96 |
Скорость на 300 км треугольном маршруте | 176.99 км/ч В.Bbnzli (Швейцария) DG-400 Южн.Африка 1985 | 143,90 км/ч S.P.Beatty (Ю.Африка) ASW20B Ю.Африка-90 |
Скорость на 500 км треугольном маршруте | 171,10 км/ч H.W.Grosse, J.Hacker (Герм.) ASH25T Австралия 1990 г. | 135,38 км/ч H.Zejdova, N.Ishikawa Nimbus4DM Австралия-97 |
Скорость на 750 км треугольном маршруте | 161,33 км/ч H.W.Grosse, K.Grosse (Герм.) ASH25 Австралия 1988 г. | 131,39 км/ч H.Zejdova, E.Ashby (Австрл.) Nimbus4DM Австралия 97 |
Скорость на 1000-км треугольном маршруте | 169,72 км/ч Н.Н.Fischer (Германия) Ventus Южн.Африка 1995 г. | - |
Скорость на 1250 км треугольном маршруте | 143,46 км/ч H.W.Grosse, H.H.Kohlmeier (Германия) ASH25 Австралия 1987 г. | - |
Абсолютная высота, м | 14938 м R.R.Harris (США) Grob G102 Сев.Америка 1986 г. | 12637 м S.Jackintell (США) G102 Astir CS Америка-79 |
Выигрыш высоты, м | 12894 м P.P.Bikle (США) SGS1-23E Сев.Америка-61 | 10212 м Y.M.Loader (H.Зеландия) Nimbus-2 Нов.Зеландия-88 |
Страница 4 из 4 пред. | 1 | 2 | 3 | 4 |