Запасной парашют, как Вам известно, является для нас средством спасения, на которое мы рассчитываем. Чтобы он являлся таковым всегда нам необходимо знать его технические характеристики, соблюдать правильную укладку и своевременную переукладку купола, а также приобрести навыки выброса запаски в аварийных ситуациях.
Запаски бывают различного вида:
плоский круг в раскрое (ПВКР);
сферической формы;
плоский круг с втянутой вершиной;
треугольной формы типа "Рогалло";
планирующий двух оболочковый типа парашют-крыло.
Два последних вида вводятся в действие только при условии полной отцепки параплана от подвесной системы, они управляемые. В последнее время у нас чаще используется запасной парашют с втянутой вершиной, встраиваемый в контейнер, находящийся на подвесной системе. Пилоту необходимо научиться самому переукладывать запаску для обеспечения собственной безопасности. Конечно, лучше если Вам покажет и расскажет опытный пилот или инструктор, однако они не всегда находятся рядом с нами. Поэтому мы публикуем подробное руководство по эксплуатации запасного парашюта с втянутой вершиной - "ПУХ", любезно предоставленное нам фирмой "АЭРОС" (где его и производят).
1. Введение.
"Пух" - спасательный парашют для пилотов дельтапланов и парапланов. Спасательный парашют обеспечивает дополнительную безопасность в воздухе. Тем не менее, 100% безопасность не гарантирует. Каждый раз, когда Вы используете парашют. Вы серьёзно рискуете. Постарайтесь уменьшить этот риск, укладывая и храня парашют правильно, тщательно изучив инструкции по эксплуатации Вашего парашюта и всего снаряжения.
2. Технические характеристики странице снаряжения на этом сайте. 3. Инструкция по эксплуатации
Так как Ваш спасательный парашют изготовлен из нейлона, он восприимчив к воздействию ультрафиолетового излучения. Ранец и контейнер защищают купол от прямых солнечных лучей. Однако, для максимальной защиты, храните парашют закрытым от солнца. Высокая температура также оказывает разрушающее воздействие на нейлон. Несмотря на то, что для разрушения волокон требуется 150С, любое тепловое излучение отрицательно воздействует на парашют. В случае, если парашют намок, его необходимо развесить для просушивания в закрытом от солнечных лучей помещении. Если на парашют попали органические вещества либо солевые растворы, его необходимо отмыть в пресной воде мягким мылом, после чего развесить для просушивания в затененном месте. Если на парашют попали масла или органические кислоты, загрязненный участок должен быть обработан нейтрализатором. Оставьте парашют в расправленном виде на неделю, чтобы определить, не привело ли загрязнение к повреждению ткани. Если Вашему парашюту требуется ремонт, обратитесь к Вашему дилеру либо к производителю. Для обеспечения надежности парашюта его необходимо переукладывать, проверяя при этом, каждые 4 месяца. В отличии от персонального парашюта, используемого на зарегистрированном воздушном судне, или парашюта для прыжков, данный парашют Вы можете укладывать самостоятельно. Для этого Вы должны ознакомиться с порядком укладки, описанным в настоящем руководстве.
4. Работа парашюта.
Минимальная рекомендуемая для ввода парашюта в действие высота - 60-70 метров. Однако парашют может сработать и с высоты 30 метров - все зависит от вертикальной и горизонтальной скоростей делътаплана или параплана в момент выбрасывания парашюта, также от направления и силы броска и др. Даже если Вы не совсем уверенны, что парашют Вам поможет, все равно введите его в действие.
4.1. Ввод парашюта в действие на параплане.
Когда Вы осознали, что парашют является единственным средством, которое может Вас спасти, извлеките парашют из ранца, потянув его за ручку, и бросьте его вверх под углом 45 градусов. Если Вы падаете вращаясь, то бросок должен быть направлен еще и по ходу вращения. Если бросок не получился, его можно повторить, собрав сначала купол в руки, но необходимо помнить, что на это все расходуется время и драгоценная высота, которую Вы очень быстро теряете. Поэтому лучше парашют бросить один раз, но надежно.
4.3. ВНИМАНИЕ.
Может возникнуть множество ситуаций, когда необходимо воспользоваться парашютом. Для этого еще на земле Вы должны представить и разобрать как можно больше разных экстремальных ситуаций, которые могут возникнуть в воздухе и выработать свои действия при этом. После этого Вы должны отработать движение рукой захвата за ручку парашюта, чтобы в воздухе не терять время на ее поиски.
4.4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
Вы должны знать, что этот парашют является спасательным, и не может быть использован в качестве спортивного. Несмотря на то, что парашют испытывался пилотами испытателями с посадкой на ноги на твёрдую поверхность, мы не советуем Вам пробовать это ради тренировки. Использование спасательного парашюта - это всегда экстремальная ситуация с потенциальной опасностью, которую сложно предугадать.
5. Инструкция по укладке парашюта.
5.1. Разложите парашют на укладочном столе либо на другой плоской и чистой поверхности, достаточно длинной и широкой, чтобы расстелить весь купол и стропы. 5.2. Расправьте купол, убедитесь, что полотнища не слиплись друг с другом. Удалите прилипший мусор, траву и т.п. 5.3. Вставьте шнур в 18 петель, расположенных на середине швов, которыми соединяются полотнища.
Прикрепите этот шнур к массивному неподвижному предмету. Прикрепите основной фал к другой неподвижной точке, растягивая парашют со стропами с усилием примерно 5 кг.
5.4. Разложите стропы симметрично по обе стороны от центральной стропы 1-9 слева, а стропы 10-18 справа.
5.5. Разложите секции двумя отдельными группами: секции между стропами 1-2, ... 9-10 с левой стороны от центральной стропы, а секции между стропами 10-11,... 18-1 с правой. 5.6. Убедитесь, что каждая секция разложена без складок, и, что швы, соединяющие секции, параллельны и слегка растянуты. Использование мешочков с песком для фиксации секций облегчит эту операцию. 5.7. Соединив вместе обе группы строп и центральную стропу, сформируйте одну группу строп.
5.8. Уложите S-образно каждую группу секций купола, уменьшая, таким образом, его ширину.
5.9. Отсоедините шнур, которым парашют крепился к неподвижной точке, и извлеките этот шнур из петель на куполе. Отвяжите так же основной фал. 5.10. Уложите S-образно весь купол, начиная от вершины, и поместите его в центральную часть контейнера.
5.11. Выложите S-образно стропы в соответствии с рисунком. Закрепите стропы восемью (2х4) резиновыми кольцами.
5.12. Уложите стропы сверху на купол.
5.13. Закройте большие клапана и протяните среднюю резиновую соту через средний люверс противоположного клапана. Зачекуйте ее пучком строп. Затем последовательно зачекуйте левую и правую соту, предварительно пропустив их через люверсы встречного и боковых клапанов.
6. Укладка парашюта в контейнер парапланерной подвесной системы.
6.1. Соедините фал парашюта с фалом парапланерной подвесной системы, используя петлю-удавку.
6.2. Положите контейнер с куполом сотами на дно ранца подвесной системы. Ручку контейнера выведите в удобную для Вас сторону: под левую или правую руку.
6.3. Проденьте небольшой отрезок шнура ("затяжку") в петлю на клапане ранца. Последовательно проденьте "затяжку" через люверсы: бокового, нижнего, верхнего клапанов. Вытяните петлю и зачекуите ее шпилькой, находящейся на ручке контейнера. Прикрепите ручку репейником на боку подвесной системы.
Случаи в которых необходимо введение запасного парашюта:
1) складывание Вашего параплана такое, что вывести его просто невозможно; 2) сложение купола угрожает Вашей жизни и Вы не знаете что делать; 3) при схождении двух аппаратов в воздухе. Перед тем как одеть подвесную систему выработайте привычку осматривать зачековку запаски: не выскользнула ли шпилька из петли (может привести к раскрытию запаски во время старта или же сразу после него); не погнулась ли шпилька после очередной грубой посадки "с точностью на одно место" или же после неудачного старта (что приведёт к не раскрытию запаски). Перед стартом проверяйте с какой стороны находиться кольцо запаски (особенно если Вы не на своем куполе и подвеске). После взлета попробуйте найти кольцо. Перед тем как переуложить запаску раскройте ее и продуйте на ветру.
И еще раз о действиях пилота при введении запаски:
При решении ввода запаски в действие: - выдерните кольцо и бросьте парашют вверх под 45 градусов как можно дальше от себя, желательно по потоку;
После выхода запаски более 45 градусов, если Вы убедились, что купол наполнимся необходимо сорвать параплан за В-ряд или клевантамя, чтобы он не мешал установлению запаски.
- в случае вращения параплана перед вводом запаски желательно приостановить вращение срывом в задний свал или же В-рядом (В-срыв предпочтительнее).
После выхода запаски в установочный режим постараться по возможности подтянуть купол как можно ближе к себе.
Пилоту необходимо знать что время раскрытия запасного парашюта в сумме зависит от нескольких факторов: - времени расчековки (от быстрых действий пилота); - времени выхода строп и купола на всю длину (от силы броска и направления); - времени наполнения купола (от правильности укладки, конструкции и под каким углом к потоку был выброшен, на какой скорости); - величины траектории, по которой достигается установочный угол (под каким углом был выброс); установочного времени (время прекращения кача купола из стороны в сторону). Рекомендуем переукладывать парашют каждые 4 месяца.