Meтодическое пособие дня начальной учебно-летной подготовки спортсменов - парапланеристов по КУЛП-СД-88. (В.А. Тюшин)
Авторское предисловие
Предисловие
Введение
Глава 1. Основы аэродинамики
Глава 2. Конструкция и эксплуатация параплана
Глава 3. Основы управления парапланом
Глава 4. Авиационная метеорология
Глава 5. Организация полетов и действия пилота в особых случаях
Глава 6. Основы оказания доврачебной помощи
Постановки упражнений летной подготовки
Заключение. Рекомендуемая Литература
В.А.Тюшин Авторское предисловие к интернет-версии.
Эта книжка задумывалась и писалась как раздаточный материал – приложение к курсу лекций, которые я читал курсантам в клубе ‘Пульсар’. Сделана она была, главным образом, для того, чтобы ребята не тратили время и силы на написание конспектов. И, должен сказать, задачу свою она выполнила настолько успешно, что была одобрена президентом ОФ СЛА России В. И. Забавой и рекомендована им к использованию в других клубах парапланерного профиля.
Достаточно жесткий и сухой стиль изложения позволил вписать весьма существенный объем учебного материала в рамки брошюры. Но, к сожалению, отсутствие 'лирических отступлений' может затруднить восприятие излагаемой информации малоподготовленной аудиторией. В связи с этим обстоятельством сообщаю следующее. Я постараюсь ответить на все вопросы заинтересованных читателей. Найти меня можно по телефону в Москве (095)125-91-87 или по E - mail : tva @ realmail . ru
В настоящее время я читаю курсы лекций по начальной теоретической подготовке и веду обучение полетам на парапланах и парамоторах в дельтапланерном клубе МАИ (парапланерная школа ‘Август’). Милости просим на http:// mai . by . ru .
Должен еще отметить то обстоятельство, что жизнь не стоит на месте. Эта книжка вышла в свет в конце 1998 года. Это второе издание пособия. Оно существенно лучше первого. Но в 2000 году вышло третье издание с целым рядом поправок и дополнений… По вопросам приобретения крайней версии пособия можно обращаться ко мне лично или в школу ‘Август’.
Удачи Вам. Хороших полетов, далеких маршрутов и, главное, чтобы число взлетов не превышало количества мягких посадок.
Тюшин Вадим
23.11.2001
ПРЕДИСЛОВИЕ
Тесно увязанная с КУЛП-СД-88 и дополнениями по парапланам, она является существенным подспорьем в самостоятельной работе курсантов в процессе изучения теории и подготовки к полетам, не подменяя, разумеется, индивидуальной работы с тетрадями теоретической подготовки и подготовки к полетам.
Работа заслуживает внимания инструкторов и преподавателей других клубов парапланерного профиля в качестве полезного дополнения к тем теоретическим и методическим материалам, которые должны разрабатываться и вестись в клубах: конспектам лекций по темам и методическим разработкам по упражнениям Курсов учебно-летной подготовки.
Президент ОФ СЛА России,
заслуженный военный летчик СССР,
заслуженный тренер России
В. И. Забава
ВВЕДЕНИЕ
Будущим пилотам и пилотессам, собирающимся учиться летать по этой книжке.
С давних лет люди с завистью смотрели на птиц, свободно парящих в поднебесье. Старинные книги почти всех народов, многие летописи, легенды и памятники хранят изображения крылатых людей, но лишь в ХХ веке человечество начало ‘оперяться’.
Если тебе 18 лет и ты не мыслишь себя вне авиации, подавай документы в летное училище, с 17-ти можно начать летать на планере в аэроклубе, с 16-ти - прыгать с парашютом. А что, если летать очень хочется, а 16-ти еще нет? А что, если по каким-либо причинам (например ‘медицинским’) дорога в ‘большую авиацию’ закрыта, а летать все равно хочется?
Не огорчайся. Кроме ‘большой авиации’, еще есть ‘малая’. В ней своя прелесть. Хотя парапланы и дельтапланы не могут летать на скоростях и высотах ‘большой авиации’, но, тем не менее, они живут по тем же законам и дарят пилоту такие же, а может быть, даже и большие, чувства свободы и победы над пространством. Я встречал летчиков, которые на самолете работали, а собственно Летали на параплане. Этому есть объяснение. В самолете летчик отделен от Неба гермокабиной, сложнейшим приборным оборудованием, командами наземных диспетчерских служб, которые ‘ведут’ его от взлета до посадки. А на параплане человек летит сам. Он может взмыть к облакам или пройти в считанных сантиметрах над землей, на лету собирая цветы со склона горы, понаблюдать за орлом, парящим в полутора-двух десятках метров от него, или просто полюбоваться великолепными панорамами, открывающимися с высоты птичьего полета.
Но для того чтобы насладиться полетом, часами парить над землей, совершать длительные маршрутные полеты, нужно много и серьезно учиться. Полеты на сверхлегких летательных аппаратах (СЛА) требуют выдержки, хладнокровия, умения быстро оценить меняющуюся обстановку и принять единственно правильное решение. Пилот СЛА должен быть не только пилотом, но и метеорологом, штурманом, техником своего аппарата. Нужно детально продумывать на земле каждый свой Полет. В Небе ошибаться нельзя. Если ‘вдруг’ влетаешь в ситуацию, к которой на земле не приготовился, найти правильное решение в воздухе часто в условиях нервного стресса и постоянного дефицита времени практически невозможно. А если растерялся, испугался, не знаешь, что делать: пощады не жди! Присесть передохнуть на край облачка, собраться с мыслями, посоветоваться с друзьями не получится... Поэтому очень хочется сказать каждому только собирающемуся в свой первый Полет: ПОЛЕТЫ - ЭТО ЗДОРОВО И ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, НО С НЕБОМ НУЖНО БЫТЬ НА ‘ВЫ’ !!!
Желаю удачи! Пусть число Ваших взлетов всегда равняется числу мягких посадок.
Тюшин Вадим
Несколько слов инструкторскому составу.
В последние годы все большую популярность приобретают полеты на парапланах. Параплан относительно недорог, прост в эксплуатации, удобен в транспортировке. Благодаря своему малому весу параплан оказался по силам даже детям. Авиационный спорт существенно помолодел. Однако методик обучения подростков полетам нет. Специализированной литературы почти нет. Поэтому и возникла идея поделиться опытом работы в данной области.
Эта книжка не является полнокровным учебником. Это, скорее, ‘краткий курс’ подготовки пилота-парапланериста, определяющий базовые ступеньки на трудной дороге в Небо.
Считаю необходимым отметить, что дорога эта действительно не простая. Дельтапланерист с более чем 20-тилетним стажем Евгений Дмитриевич Табакеев рассказал, что страховые фирмы Швейцарии в начале лета 1995 года в 10-12 раз подняли ставки для желающих застраховаться парапланеристов из-за резкого роста травматизма в нашем виде спорта.
Думаю, что все объясняется кажущейся простотой в управлении парапланом, недопониманием подавляющим большинством пострадавших того, что ПОЛЕТЫ - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ, того, что С НЕБОМ НУЖНО БЫТЬ НА ВЫ. А порой, и отношением к параплану как к ‘воздушному велосипеду’ (причем, трехколесному).
Особенность параплана в том, что полет на нем в простых метеоусловиях действительно не представляет сложности. Но простота эта обманчива. Стоит подуть ветерку, набежать облачку, и все меняется. Если пилот оказывается не готов к тому, что его аппарат может швырнуть порывом ветра на склон, не знает, как быстро расправить купол, который из красивого и, казалось бы, надежного крыла ‘вдруг’ превращается в бесформенную тряпку, то дело дрянь...
Данная методика обкатывалась с 1995 года во время моей работы в клубе ‘ПУЛЬСАР’ и ориентирована на физически развитых подростков в возрасте от 14 лет.
Пособие состоит из курса лекций по начальной теоретической подготовке и постановок упражнений летной подготовки. Постановки упражнений написаны на базе книги: “КУРС УЧЕБНО-ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ДЕЛЬТАПЛАНЕРИСТОВ ДОСААФ СССР (КУЛП-СД-88)”, разработанной в отделе дельтапланерного спорта УАП и АС ЦК ДОСААФ СССР и Центрального дельтапланерного клуба ДОСААФ СССР В. И. Забавой, А. И. Кареткиным, А. Н. Иванниковым и изданной в Москве в 1988 году.
Пособие выполнено в двух вариантах: ‘инструкторском’ и ‘курсантском’. Предполагается, что перед началом занятий эти материалы будут не только у инструктора, но и у курсантов.
Комментарий к курсу лекций.
Читая лекции о парапланах, хотелось не ограничиваться только парапланерной тематикой, а постараться коснуться и ‘большой авиации’, ориентируясь на тех, кто, почувствовав интерес к полетам на параплане, решит пойти учиться в авиационный ВУЗ или летное училище. Для этого в курс включены и чисто ‘самолетные’ картинки и понятия. Этой же цели, ‘вылавливанию’ неслучайной думающей публики, служат вопросы, внедренные в текст лекций. Перед началом занятий можно предупредить курсантов о том, что те, кто проявит шустрость и сообразительность в быстрых и правильных ответах на поднимаемые вопросы, будут пользоваться преимуществами на экзаменах. Это не только существенно оживит обстановку на лекциях, но и поможет инструктору выявить в группе наиболее перспективных и интересных ребят.
Экзамен полезно разделить на две части. После предварительного зачета по темам ‘аэродинамика’, ‘конструкция’ и ‘управление парапланом’ можно начать наземную подготовку и первые подлеты. А по окончании теоретического курса провести итоговый экзамен по всему прочитанному материалу, делая основной упор на ‘метеорологии’, ‘особых случаях’ и ‘медицине’.
Как показала практика, основная часть времени на лекциях уходит на ЗАДИКТОВЫВАНИЕ курсантам необходимой информации. Причем, в процессе записывания (под диктовку инструктора) у курсантов уже не остается ни сил, ни времени на анализ того, что они записали. Из-за отсутствия у школьников студенческого опыта конспектирования лекций, разбираться в своих ‘каракулях’ при подготовке к экзамену им часто оказывается очень непросто. Для решения данной проблемы пособие изготавливается в двух вариантах: ‘инструкторском’ и ‘курсантском’. ‘Курсантские’ экземпляры раздаются перед началом теоретических занятий. Их отличие от ‘инструкторских’ состоит в том, что из ‘курсантских’ вариантов удалены ответы на вопросы. По ходу занятия и обсуждения поднимаемых вопросов правильные ответы курсанты будут вписывать в свои книжки самостоятельно.
Дополнительным положительным моментом наличия ‘курсантского’ варианта пособия является то, что у курсантов появляется возможность почитать конспекты самостоятельно и приходить на занятия уже подготовленными. В этом случае занятие из монолога преподавателя может превратиться в диалог, во время которого преподаватель будет не столько пересказывать написанный в пособии текст, сколько отвечать на вопросы и рассказывать что-либо дополнительное, полагая, что все, что написано в конспектах, курсантам уже известно.
Комментарий к постановкам упражнений летной подготовки.
Для начала хотелось бы повторить очевидные истины, прописанные еще в “КУЛП-СД-88”:
- Нельзя переходить на новое упражнение, не освоив предшествующие.
- Количества полетов, задаваемые в постановках упражнений, являются минимально допустимыми и могут корректироваться только в сторону увеличения.
Комментарий к некоторым упражнениям.
- Тренаж падений.
ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО ТРАВМ, КОТОРЫЕ Я НАБЛЮДАЛ НА УЧЕБНЫХ ПОЛЕТАХ, ПРОИСХОДИЛО ИЗ-ЗА НЕУМЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРАВИЛЬНО ПАДАТЬ.
Я еще не видел ни одного пилота, который научился бы летать, ни разу не шлепнувшись. Летом 1997 года на Юце мне довелось очень приятно и полезно пообщаться с группой десантников. В частности, ребята рассказали, что в ВДВ перед прыжками все участвующие в прыжках обязаны проходить предпрыжковую подготовку (без исключений, без учета званий, должностей и прочих заслуг). Травмы на прыжках иногда случаются, но ломают руки-ноги, как правило, ‘пузатые’ майоры и подполковники, считающие себя слишком ‘крутыми’ для того, чтобы кувыркаться на ‘предпрыжковой’ в одном строю с солдатами.
Для того чтобы в аварийной ситуации курсант сработал как надо, необходимо, чтобы группировку в падении курсант выполнял автоматически, не думая, на уровне подсознания, на уровне рефлекса. Для этого необходимо не ограничиваться разовой отработкой упражнения, а проводить тренажи перед началом каждого летного дня. Тренироваться в объеме предпрыжковой подготовки по программам ВДВ, наверное, не обязательно, но кувыркнуться всем (включая инструкторский состав) хотя бы по 1-2 раза было бы очень полезно.
- Подъем купола в полетное положение.
- Пробежки с поднятым куполом.
- Подлет.
НЕ ТОРОПИТЕСЬ ПОДНИМАТЬ КУРСАНТА В ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ. ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ОНИ ОЧЕНЬ ЧАСТО НЕ ПОНИМАЮТ УРОВНЯ ОПАСНОСТИ ДЕЛА, КОТОРЫМ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ!!!
Параплан является исключительно устойчивым аппаратом. Но это справедливо только в том случае, если купол поднят правильно, если он нормально раскрылся. Если же крыло получилось ‘кривое’, то и полетит оно криво... А управлять аппаратом на данном этапе обучения курсант умеет только ‘теоретически’, и, куда его понесет ‘покривевшее’ крылышко, никому неизвестно...
ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ БАЗОВЫМИ. Если принять за 100% количество усилий, которые необходимо затратить на то, чтобы начать парить в динамическом восходящем потоке (ДВП), то на отработку надежного старта из этой сотни я отвел бы 25-30%.
- Отработка посадки в заданном месте.
- Полет по заданной траектории с посадкой в цель.
ПОСАДКА В ЦЕЛЬ - ВТОРОЙ ПО СЛОЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТ ОБУЧЕНИЯ ПОСЛЕ ОТРАБОТКИ ПОДЪЕМА КУПОЛА И ВЗЛЕТА.
Это не только умение сесть там где этого хочет пилот, а не там куда его занесет ветер (без чего, кстати, нельзя переходить к полетам на больших высотах), Это, прежде всего, ТОНКАЯ РАБОТА С КУПОЛОМ. Поворотики на высоте - одно. Маневры при заходе на цель - совсем другое. Здесь расстояния измеряются в метрах, счет времени идет в долях секунд. В предшествующих упражнениях курсант учился основным принципам управления парапланом. Здесь движения оттачиваются. Перед увеличением высоты полета над рельефом местности курсант должен научиться ‘чувствовать’ аппарат.
В пособие не включены постановки упражнений на освоение полетов в термических восходящих потоках (ТВП) по следующим причинам.
- Прежде всего потому, что это пособие по НАЧАЛЬНОЙ подготовке. Оно ограничивается освоением парения в ДВП.
- Если курсант нормально освоил парение в ДВП, то, на мой взгляд, острой необходимости в формальном описании упражнений для обучения полетам в ТВП нет. Для начала освоения полетов в ТВП, вполне достаточно информации из курса лекций, а также уточняющих указаний инструктора на предварительной и предполетной подготовках.
- За базу постановок упражнений летной подготовки взят “КУЛП-СД-88”. Он был переписан лишь для внесения поправок, вызванных некоторым отличием в методиках обучения полетам на параплане и дельтаплане. Отличия эти проявляются прежде всего на первых шагах обучения. На этапе освоения полетов в ТВП каких-то особенных, чисто ‘парапланерных’ тонкостей я не вижу. При появлении же необходимости в формальных описаниях упражнений можно обратиться к “КУЛП-СД-88”.
Желаю удачи! Буду благодарен за конструктивную критику и полезные замечания.
Тюшин Вадим
БЛАГОДАРНОСТИ
Спасибо директору клуба ‘ПУЛЬСАР’ Фирсову Павлу и инструкторам клуба Крахиной Жанне и Ракитину Сергею за полезные замечания, нашедшие отражение в постановках упражнений летной подготовки. Должен отметить, что если бы Фирсов Павел не создал бы клуб ‘ПУЛЬСАР’, то и книжка скорее всего бы не появилась.
Спасибо Крахиной Жанне также за моральную поддержку и полезные идеи по курсу лекций теоретической подготовки.
Спасибо моей жене Марине за огромную помощь в подборе материалов и подготовке лекции по основам оказания доврачебной помощи.
Спасибо президенту ОФ СЛА России В. И. Забаве, директору компании “Параавис” А. С. Архиповскому, членам клуба “Пульсар” Киренской Марии, Крутько Павлу и Баранову Алексею за конструктивную критику первого издания пособия.
Огромное и отдельное спасибо моей маме Владимирской Татьяне Павловне за простановку запятых и прочую редакторскую правку.
Страница 1 из 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 след.