http://www.forbes.ru/stil-zhizni/59116-zapretitelnaya-liberalizatsiya 1 ноября 2010 года «Так что, я еду на машине сюда? Звоню по телефону, говорю маршрут — и все? И не надо никаких подтверждений?» — допытывался дорого одетый седовласый мужчина лет шестидесяти, судя по стилю общения, топ-менеджер крупной компании или банка. Он явно сомневался, что все действительно так просто. Дело было в субботу, один из последних солнечных дней октября. Вместо того чтобы провести выходные с семьей за городом, около 20 мужчин и женщин собрались на семинар о последних новациях в российском авиационном законодательстве. Все они — пилоты-любители. С 1 ноября 2010 года российское государство вроде бы как радикально упростило им жизнь. Новая версия «Федеральных правил использования воздушного пространства» дает возможность любителям летать без разрешения авиационных властей. Еще в октябре процедура выглядела так. За сутки до вылета надо было подать заявку и получить разрешение на вылет от зонального центра управления воздушным движением. То есть приехать на вертолетную площадку и полететь, допустим, на рыбалку на Селигер так просто не получилось бы. Теперь ситуация меняется. Достаточно передать информацию о маршруте и времени вылета по телефону, отправить факс или заполнить форму на сайте. Подтверждения дожидаться не надо. Садись в кабину и лети. Новые правила — это «настоящая революция», убежден Александр Климчук, президент авиаклуба «Аэросоюз» (это его члены собрались в субботу на семинар о новых правилах полетов). По его оценке, в Москве и Московской области регулярно летает около 2000 пилотов-любителей. Количество эксплуатируемых в России самолетов и вертолетов вместимостью от двух до восьми человек он оценивает в 2000–3000 машин. Новые правила делают воздух доступнее, российское законодательство унифицируется с западным. Значит, количество пилотов-любителей будет расти: в США, например, где уведомительный принцип полетов действует уже более полувека, удостоверения частных пилотов имеет свыше 300 000 человек. В чем подвох? Во-первых, согласно приказу Александра Нерадько, главы Росавиации, все пилоты-любители обязаны сдать экзамены на знание новых правил, после чего в их пилотских удостоверениях должна быть поставлена специальная отметка. Экзамены проводят сертифицированные организации — авиационные учебные центры. В Москве их всего десять, программы переобучения сегодня есть лишь в нескольких из них. Так что к первому ноября пройти обучение по новым правилам удалось лишь единицам. Кто и за что отвечает в зонах с ограничениями полетов, неясно. «На нашем аэродроме (около 80 км от Москвы по Новорижскому шоссе — Forbes) полеты пока остановлены», — говорит пилот-любитель Павел (летает несколько лет). По его словам, никто в аэроклубе не может внятно объяснить, кто должен управлять движением в воздухе. Руководство заявило лишь, что их аэродром, как и многие другие, с которых летали летчики-любители, теперь является всего лишь «посадочной площадкой», у которой нет своей зоны полетов. Поэтому управлять полетами по новому порядку должна бы диспетчерская служба Шереметьево, в зоне ответственности которого находится аэродром. В том, что диспетчеры гигантского авиаузла будут руководить полетами легких самолетов вокруг небольшого аэродрома в Подмосковье, Павел не уверен. |