Публикации
Автор: Юрий Мурзин, Дальний востокКак я стал пилотом
C прошлого года московская компания «Аэротех», с которой сотрудничает федерация парапланеризма и кайтинга ДВ региона, начала заниматься продажей и обслуживанием самолетов «Евростар» чешского авиационного завода «Евектор». Выбор именно этой модели не случаен: самолеты «Евростар» на сегодняшний день являются одними из лучших машин в классе СЛА (сверхлегкая авиация – самолеты, которые имеют взлетную массу не выше 500 кг). По мнению экспертов, инструкторов и пилотов, эта машина идеально подходит для первоначальной и последующей подготовки, проста в обращении, имеет металлический высокоресурсный планер, надежный двигатель и комфортное размещение в кабине, что позволяет совершать на нем длительные перелеты. Практически все летные школы Европы укомплектованы чешскими самолетами «Евростар». Так появилась желание поехать в Чешскую республику, своими глазами посмотреть на производство самолетов и научиться пилотировать «Евростар». И вот я в Чехии. Старая добрая Европа. В пражском аэропорту меня встретил Томаш, директор Летной школы «Tom Air». Мы помчались по автобану в сторону города Плзень, что находится в 80 км от Праги в юго-западной части Чехии. Томаш не Как оказалось, школа базируется на бывшем военном аэродроме ВВС России. В 1996 году военные ушли с этого аэродрома, а чехи все бережно сохранили. Армия передала его в распоряжении администрации города Плзень, а администрация в свою очередь отдала аэродром в пользование летным школам, парашютистам и другим любителям сверхлегкой авиации. Порядок на территории идеальный. Для хранения пяти самолетов «Евростар» и шести планеров летная школа заняла один из ангаров, в котором раньше стояли МИГи. А дальше происходило следующее. Отворились 35-тонные створки ангара, оттуда выкатили два самолета, небольшой предполетный осмотр, мы в кабине, инструктор запускает двигатель, прогревает, и мы начинаем двигаться по рулежке к взлетной полосе. Во время движения он проверяет органы управления, следит за показаниями приборов контроля двигателя и ведет радиообмен с диспетчером аэродрома. И опять удивление, и мой вопрос: «Что, мы сейчас полетим?» «Да, конечно». Через минуту мы уже на взлетке и начали разбег. Удивила простота процедуры разрешения на полет: никаких долгих согласований. Мы захотели лететь, погода позволяет, машина в порядке – и нет препятствий к вылету, причем в любом направлении и по любому маршруту. Пожалуй, это был один из немногих полетов, где я мог наслаждаться красивыми видами с воздуха. Следующие три недели шла напряженная летная работа. Чехия с воздуха очень красива…. Лесные массивы, золотистые поля, черепичные крыши и величественные замки на холмах. Впечатлений масса! Но не менее захватывает и сам полет, во время которого инструктор демонстрирует возможности машины. Это горки и крутые развороты, сваливания самолета на минимальной скорости. От каскада этих фигур захватывало дух. Хотя в принципе «Евростар» - самолет не пилотажный. Из последующего процесса обучения я понял, что сидения за партой не будет. Каждый день начинался с небольшой теоретической подготовки, разъяснения задач полетного дня, затем снова в кабину самолета – и полеты, полеты, полеты. Первой задачей было четко отработать взлет и посадку. На что, в общем-то, ушло порядка 10 часов. Инструктор старается давать максимум самостоятельности при выполнении упражнений, но серьезной ошибки допустить не даст. Был интересный момент: с начала обучения и до 6-8 часов полетов мне казалось, что самолет постоянно сажает инструктор, и я это чувствовал по ручке управления, пока в один из дней он мне не сказал: «Сейчас самолет посадил ты, я тебя просто контролировал». Потом предложил мне полетать без всякой цели, отвлечься, и после этого убрал руки с ручки управления и предложил мне сделать посадку самому. Это была первая победа, я посадил самолет самостоятельно, без помощи инструктора. Вообще, методика обучения очень интересная. Со мной по очереди летали четыре инструктора. Взлетев с базового аэродрома, мы уходили на другие полосы, которых в Чехии предостаточно – 178, и проводили тренировки, таким образом, мне не давали привыкнуть к одной и той же ВПП. Инструктора - классные пилоты, свое дело знают в совершенстве. Однажды мы летели, как обычно, и вдруг без всяких предупреждений на высоте 1000 м инструктор выключил двигатель. Конечно, я не был слишком напуган, но встревожен – был. Комментируя свои действия, инструктор уверенно посадил самолет без двигателя. После посадки он объяснил, что это очень важное упражнение, оно входит в программу экзамена, и что я должен буду научиться делать это сам. На тот момент я даже не представлял, что смогу сделать это самостоятельно. Но после 20 часов полетов я совершал такие посадки уже неоднократно. Еще один из интересных моментов - как я сдавал основной экзамен самолетовождения. Я знал, что он будет, но не подозревал, где, как и при каких обстоятельствах. А случилось все просто. Через три дня я уже должен был улетать в Россию, и меня мучил вопрос, когда же начнутся экзамены. Так вот, 1 ноября у нас состоялся один из обычных маршрутных полетов на предмет ориентировки в воздушном пространстве Чехии. Инструктор предложил мне совершить посадку на одном из аэродромов на пути маршрута. Когда сели на аэродром и зарулили на парковку, инструктор вышел из самолета, и ко мне подсел совершенно незнакомый человек: «Ну что, полетели?» И тут я понял: наверное, это экзамен. А деваться было уже некуда, и готовиться было поздно. Я просто проделал то, чему меня учили три недели. Это взлет, полет по кругу, посадка, потом еще один взлет, со второго поворота мне было сказано садиться, мы сели, и тут я услышал фразу: «Молодец, ты хороший пилот. Экзамен сдал». Потом были формальности: заполнение летной книжки, медкомиссия, оформление необходимых документов для подачи в Ассоциацию любителей СЛА Чехии для получения лицензии, поздравления инструкторов. Вот так я стал пилотом чешского самолета «Евростар». |
Комментарии: