Часть 1. Мечта пацана или карандаши и ластики Я рос мальчишкой романтиком и как любой мальчишка с романтическим настроем души, мечтал о небе. Какое же счастье в беззаботном детстве было получить в подарок пластмассовую модель самолета и представлять себя летчиком, летающим средь бескрайних полярных просторов. Как красиво все это рисует детское воображение, а эти громкие названия: Салехард, Карское море, остров Белый…..Но жизнь пишет свою книгу, причем простым карандашом, очень многое из детских мечтаний стирая ластиком обстоятельств, но следы от стертого все равно остаются и во взрослой душе. Так уж сложилась жизнь, не получилось поступить не в летное училище, не работать в «большой» авиации, но тяга к небу не прошла, воплотившись в полетах на парамоторах и занятии аэрофотосъемкой. И вот в один из дней раздается телефонный звонок и человек с сильным азиатским акцентом предлагает провести совместно с южно корейским телеканалом SBS видеосъемку с воздуха в Арктике, на севере полуострова Ямал. И вот решение принято и пускай вместо видавшего виды и потрепанного, из детских грез, самолета ты летаешь на паралете, организовывается поездка в Арктику. Составлен план, согласованы договора с людьми и организациями и вот вроде бы все готово. Аэропорт «Домодедово», аэропорт «Салехард», гостиница «Арктика», немного переведен дух. Начинаем созваниваться с грузоперевозкой и тут начинается первый сюрприз. Груз не прилетел, точнее прилетела его половина, а ведь на следующий день у нас уже договоренность о вылете в тундру. Встречаемся с организаторами вертолета, объясняем ситуацию, просим перенести вылет на один день, распитая совместно бутылка коньяка вроде улаживает дело, но на следующий день груза опять нет. Трудно передать подавленное настроение трехдневного бездействия… Может быть не пришедший груз и его ожидание сказалось на восприятии Салехарда, но появилось двоякое ощущение или же находимся в районе новостройке, с трех-пяти этажными «небоскребами» или в районе трущоб, с его одно- двухэтажными бараками… Никак не мог понять откуда идут эти ощущения и только после дошло, подтаявший снег, превращенный на дороге в липкую слякоть и отсутствие деревьев создают такое восприятие города, которому уже более четырехсот лет. На третий день радостная весть, груз в Салехарде. Красные от стыда, хотя вроде и не наша вина, связываемся с «Ямал транс» пытаемся возобновить переговоры о вертолете. Кляня нас на чем свет стоит объясняют началась «перевахтовка» и вертолетов нет. Все зря и детская мечта окончательно стерта ластиком обстоятельств. Но все же существуют сказочники или правильнее волшебники, которые не дают сгинуть детской мечте о полетах в заполярье. И ими оказываются все те же мужики из «Ямал Транс». После неудачных переговоров возвратившись в гостиницу желание одно – зайти в гостиничный ресторан и крепко ознакомиться с содержанием их бара. За этим занятием нас и застает телефонный звонок и безапелляционный голос Анатолия Николаевича заявляет : «завтра в восемь вечера быть в Лабытнанге на станции «Обская» и ждать его телефонного звонка». К нашей чести надо сказать, что планы по ознакомлению с содержанием бара мы не отменили, да и похоже воскресшая надежда придала сил в освоении надо сказать этого трудного занятия. Прибыв на следующий день на «Обскую» дожидаемся телефонного звонка. И ровно в восемь четкая команда: «найти дежурного по станции, он в курсе, все организует». Дежурным оказывается несколько разбитной мужичок, и после общения с ним находимся в легком ступоре. Рациональное сознание москвича отказывается в такое верить. Попробую процитировать, иначе это не передать: «Пя…те до переезда, там пойдет состав, тормозите его, ваш вагон 671, такой с красными шторками, сзади прицепим к вам платформу с треколами (вездеходы оказывается такие), доезжаете до 365 км. Дадим вам «зеленый», так что послезавтра будете на месте, там свяжетесь с Григорием (проводник-ненец), он вас проводит по тундре. Вагоны все время будут вас ждать на 365 км. Немного опешил и начал переваривать «проголосуй – тормозни поезд». Ага, прямо как в рекламе «выпил фанты – тормознул поезд», только фанты вроде не пил, а может последствия вчерашнего? Следующее… Ага «Прынцы заморские отыскались» На троих выделили вагон и платформу, и все это полторы недели будет ждать в тундре, в тупике… Как-то насторожило – станция «Обская» - 1-ый км., ехать нам всего до 365 км. Правда и дороги то всего 500 км., а ехать двое суток! Ох уж эта московская привычка рассчитывать время. Ладно, выдвигаемся на переезд, минут 20 ждем состав. Идет. Поднимаем руку с отогнутым пальцем с видом заядлого автостопщика, и о чудо – состав останавливается. Подбегаем к машинисту, тот кивает головой – грузитесь, только, говорит, сейчас с переезда отгоню. Грузимся в вагон, нас встречают проводницы, как в последствие оказалось замечательные женщины. С чисто русским фанатизмом осведомляются у нас куда едем, сколько будем, и вздыхают: «Начальство не предупредило, что едем на десять дней, и не запаслись водой», как в последствие оказалось и продуктами тоже. Погрузились, тронулись. И тут опять доходит, треколы прицепили, а водителей то нет. Спрашиваем о водителях у проводниц, ответ опять вводит в ступор: «А они в машинах едут, боятся как бы ханты или ненцы по дороге не поразбирали машины». Видел в последствие результаты их деятельности с оставленным на сутки без присмотра трактором, разобранным чуть ли не до основания, и до сих пор не могу понять, и не только я, но и все русские, да и не только (советский союз собрал там много представителей братских республик) – ну и на фига им нужны в тундре детали трактора. Практическое применение, нашли пожалуй только для фар, повесит у себя в чуме, подсоединит к генератору (если он есть) и опять же лампы на 24 вольта? Ну что ж, сорок часов на поезде, и вот 365 км., рекордная скорость для этой местности. Выбираемся из вагона, идем к дежурному по разъезду узнавать насчет проводника, тот разводит руками, мол не пришел, да и вряд ли придет, все договоры с ненцами – то же самое, что письма на песке у берега моря. Пришла волна, и нет письма. Неохота ему, он и не придет. Ладно, мы уже набрали обороты, и остановить нас уже вряд ли чем возможно. Сгоняем треколы с платформы, грузимся, и как-то за делами незаметно подходит вечер. По дороге, километрах в 20 от нашего разъезда, видели чумы и принято решение с утра ехать к ненцам, договариваться на счет проводника. Наша цель – озеро Яр-Ку-То, где собираются несколько бригад каслать (перегонять) оленей в сторону Юребея. Очень хочется снять фильм о санном поезде в тундре и сделать проходы на малой высоте. Ведь таких съемок пока еще никто не делал. Всю дорогу прикидывали как строить заходы, с каких ракурсов и высот снимать, чтобы не испугать оленей, и они не понеслись сломя голову, ведь последствия для людей, едущих на санях могут быть самые страшные. Понятие расстояний и времени как оказывается, не существует. Что такое 20 км. Для человека, живущего в центре России – полчаса неспешной езды, что такое 20 км. в тундре – семь часов напряженнейшей езды с постоянным отслеживанием направления, пересечением, а точнее, форсированием рек, ручьев, объездов озер, потерей направления и возвращением по своим следам. Все время стараемся держаться в зоне видимости железнодорожного полотна. Неожиданно, после очередного подъема, метрах в трехстах, справа, появляются два чума. Двигаемся к ним, первыми выбегают на встречу несколько собак, внимательным взглядом осматривают и пару раз громким лаем извещают хозяев о нашем прибытии. Собаки у ненцев достойны, на мой взгляд, даже не отдельной книги, а многотомника. Первое что поражает – это осмысленный читаемый взгляд. Этим взглядом они общаются с человеком. Такое ощущение, что писатели фантасты в некоторых своих рассказах, использующие образ передачи мысли на расстояние не придумали этот способ, а просто подсмотрели общение ненецких собак с человеком. Далее симбиоз человека и собаки. Несколько слов и собака побежала загонять оленей с одной стороны, несколько слов другой и та побежала выравнивать стадо с другой, и все это до такой степени организованно, чисто по исполнению. Завораживающе смотрится работа пары собак, ведущих многосотенное стадо по тончайшим перешейкам, между озерами, покрытыми пока еще тонким льдом и припорошенными первым снегом. Малейшая их ошибка, и олени выскочат на лед, проломят его, погибнут, но этого не происходит. Выходят хозяева, весь их внешний вид и вся окружающая обстановка быта и природы создают иллюзию машины времени, перенесшей нас на несколько тысячелетий назад. Заводим разговор. Об Яр-Ку-То они не знают, хотя даже для богатых на озера этих краях, это достаточно крупное. Зато показывают на запад и твердят об Я-Ку-То, хотя по нашим расчетам именно Яр-Ку-То находится на юго-востоке. О «большом каслании» они тоже не слышали, их всего несколько человек со своим небольшим стадом, задаем вопрос о больших стадах и где их можем найти. Терпеливо ждем ответ. Даже за время первого общения поняли, задавать вопросы надо четко, не отвлекаясь на другие понятия, разговоры. Секунд 10 у аборигенов уходит на осмысление вопроса и столько же на ответ. Показывают на восток, там много оленей. И еще уходит время на выяснение далеко ли до них. Как оказалось, вопрос абсолютно глупый. И спрашивать о расстоянии у ненцев тоже самое, как если вы спросите меня о чем-нибудь из высшей математики. Но тогда ответ нас вдохновил – километров пять. Что же, едем на восток. Пять километров превращаются в двадцать пять. Понимаем, уже здорово рискуем, стоит начаться снегу, который заметет следы трекола, и нас ждет печальная судьба многих навечно оставшихся в тундре. Постоянно думаю - КАК ЗДЕСЬ ЛЕТАТЬ!!! Нижняя кромка плотных, тяжелых, я бы даже сказал свинцовых облаков 20-30 метров над землей. Ветер 8-10 метров в секунду. Одно успокаивает – хоть ветер и сильный, но ровный. А рельеф говорит, что сильного среза ветра может и не быть. Наконец-то на белом горизонте появляются точки чумов. Издалека они похожи на сказочные, средневековые замки, да если честно, то и внутри меня засело ощущение сказки, нереальности всего происходящего. Подъезжаем, выбегает паренек лет 20 с счастливой улыбкой, здоровается с нами как с лучшими друзьями, а в глазах непонимание, какого лешего нас сюда занесло, ведь русские, как правило, от железной дороги и на километр не отходят. Втолковываем про проводника и куда нам нужно. Об Яр-Ку-То он тоже не слышал, бежит к чуму, зовет старших. Ох как я пожалел, что не достал камеру. Такой колоритной личности я не встречал никогда за свою жизнь. Подходит такой «бабай», почему-то именно это слово приходит в голову. Внешний вид мало чем отличается от орангутанга, разве что чуть раскосые глаза, в которых читается малоприкрытая хитрость, да одетый в оленьи шкуры. С интеллектом, пожалуй, меньше, чем у вызвавшего ассоциацию примата. Единственным признаком цивилизации являются одетые поверх национальной обуви, опять-таки из шкур, сапоги от ОВЗК (общевойсковой защитный костюм). Узнает куда нам надо, и тут начинается представление. Об озере Яр-Ку-То он знает, показывает рукой в расчетном направлении. Но без проводника, говорит, идти туда нельзя. Задаем опять идиотский вопрос, сколько километров до озера. Поражает лаконичность ответа. Километров 18 будет. Дня за два доехать можно, если только поедем с таким опытным и старым проводником, как он. Молодые дорогу не знают, а старый и опытный только он один, да только ему лениво ехать. Начинаем торг – что нужно, чтобы ему не стало лениво. Ответ – ничего не надо, лениво… Тут вступают в дело наши водители, прожившие в этих местах уже лет тридцать пять. Со спокойствием подходят к нам, берут под руки, и громко объявляют, пойдем в машины, они уже согрели чай. Возвращаемся в треколы, и понимаем, война войной, а мужики правы. Выехали часов в 5 утра, сейчас три дня, а у нас во рту не было и маковой росинки. Только приступаем к обеду, стук в дверь. Стоит паренек, который нас встречал и со словами «старший зовет» тянет за руку. От вида еды желудок начинает отчаянно сопротивляться выходу из машины. Но дело есть дело. Выбираюсь, подхожу, натягивая на лицо маску спокойного благодушия. Переговоры продолжаются, опять поется песня про старого и опытного проводника. Пытаюсь подпеть ему про его опытность, киваю, что только такой как он нас и сможет провести, задаю попутные вопросы о тундре, оленях, каслании и где сбираются каслать большое стадо. В разговорах проскакивает фраза, что дальше на север за нашим разъездом собираются несколько бригад гнать большое стадо. В голове пытаюсь наложить полученное описание местности на карту. Топография вроде совпадает, но это не наша цель. Дальнейший разговор о том чтобы нас проводить опять ни к чему не приводит, зато намечена цель. Произносится заветная фраза, проводить то можно, но это будет очень дорого стоить. Второй этап переговоров окончен, и прошел он достаточно конструктивно, прозвучало заветное слово «дорого стоить». Обед закончен, желудок поет песни в сладостной истоме. Снова подходим к ненцам, пытаюсь вернуться к «дорого стоить», попутно ведя расспросы про жизнь в тундре. «Дорого стоить» сводится к ящику водки. Делаю круглые глаза, а не много ли будет. Вся третья часть переговоров сводится к торгу: наша цена – пять бутылок, его ящик. На негнущихся пальцах пытается обосновать: ехать долго, только по дороге туда он выпьет три, три обратно, а остальное - зарплата! И все это преподносится с важным видом и оттопыренной нижней губой, отчего сходство с орангутангом только усиливается. В голове уже четко сформированный план – пять часов общения не прошли даром. Из разговоров есть представление, где искать большие бригады, пусть и не те, которые планировали изначально. По крайней мере добраться к ним мы сможем и без проводников, по карте. А с такими проводниками лиха хлебнуть можно. Возвращаемся к машинам. Я был не прав, сравнивая его с орангутангом. Ненец, кстати представившийся как Черный или гроза Ямала, бегает вокруг нас, поняв, что мы уезжаем, макакой и уже щебечет, провожу за четыре, за четыре бутылки… Бог нас не оставил, возвращаемся в темноте по своим следам, и только добрались до железной дороги, начинается метель, причем такая, что габаритные огни от впереди идущего трекола перестает быть видно метров с десяти. Навалившаяся усталость отупляет чувство страха, а что было бы, начнись метель раньше. Глубокой ночью возвращаемся к разъезду. Поднимаемся в наш вагон, и просто сбивает с ног запах жареной рыбы. Как я уже говорил ранее, наших проводниц никто не известил о предстоящей поездке и остро встал вопрос еды и воды. Ангелом спасения стал начальник разъезда, представившейся «Мыкола» - тихий, спокойный гигант с Запорожья двухметрового роста с застенчивой улыбкой и незнающий куда девать свои руки от постоянного смущения. Но какая же внутренняя сила и чувство надежности исходит от этого Человека. Понимаешь, что именно на таких людях и держится земля, не спрашивающих чем помочь, а без всяких вопросов, просто по ходу своей жизни помогая другим. К сожалению, для нас живущих в Москве, это можно уже отнести к разряду «подвиг», а человек просто этим живет и даже не задумывается, что может быть по-другому. В наше отсутствие натаскавший безумно вкусной воды из озера, никогда бы не подумал, что озерная вода может быть такой вкусной, и в этом же озере за час наловивший килограмм сто рыбы. Масло принесли ребята бульдозеристы со стоящих рядом с нашим вагоном платформ, да и мы не остались в стороне, и началось пиршество. За разговорами время пролетело совсем незаметно, забрав с собой куда-то и усталость, так и не поспав, начинаем собираться опять в дорогу. Остатки еды, кости, куски хлеба, обертку от колбасы наш водитель складывает в банку из под селедки в остатки рассола, и все это богатство укрепляет на крыле трекола комком снега. Проскакивает мысль - для собак что ли? Вопрос видно читается в моих глазах и тут же следует слегка ворчливое пояснение - не дай Бог посмотреть как за ушами трещать будет, когда супчик, сваренный из этого будем уплетать, если в тундре заблудимся. Почему-то верю. Вот она житейская мудрость, выработанная севером. Подходят бульдозеристы, за ночным разговором узнавшие куда едем, прикатили пару бочек саляры, прощаемся как с близкими друзьями, с которыми пожил всю жизнь, и тоской, вряд ли когда встретимся еще. Выдвинулись. За последние дни привык уже к дороге и качание трекола штурмующего тундру, вызывают в начале ощущения полета в жесткую болтанку с проскальзывающей мыслью - сядем, потом долго голова будет кружиться. И тут не привычная тишина, стоим. Оказывается после бессонной ночи, я все же уснул. Вылезаю, и кажется, что сон не кончается. Посреди тундры стоит малыш лет шести, по внешнему виду очень напоминающий чебурашку, с черными бусинками глаз, капюшоном по размеру занимающем половину детского тельца и самое главное, что придает сходство с мультипликационным героем переваливающаяся, семенящая походка. Судорожно оглядываюсь, до горизонта нет ни одного чума, нет проезжающих саней, одна голая равнина. Присев рядом с малышом, наш водитель Гриша, проясняет ситуацию. Малыш идет в гости. Откуда…? Куда…? Мальчуган с серьезным видом показывает направления. По нашим прикидкам он уже прошел километров девять и идти ему осталось совсем немного. Предлагаем подвезти, малыш с радостью забирается в вездеход, еще бы, будет потом чем похвастаться. «Совсем немного» оказалось километров десять! Подъехав к чумам малыш с достоинством вылез из машины и своей чебурашечьей походкой пошел к своим. Мы стояли с открытыми ртами, наблюдая за реакцией местных. То, что шестилетний ребенок добирался двадцать километров один по тундре - это норма, а вот приезд вездехода, это событие. Отлив литров десять солярки для лампы, трогаемся дальше. Постоянно возвращаюсь мыслями к малышу, идущему по пустынной тундре. В каком мире они живут, а может это и правильно? Выжить здесь, наверное, и можно только доверившись животным инстинктам и чувствам. И уж если ты в детстве все это прошел и постиг, тогда здесь не пропадешь. Трудно в это поверить и понять жителю мегаполиса. Опять возвращаемся по своим следам к железной дороге. Прикидываем пройденное расстояние, по идее должны быть уже на подъезде, но пока не видно ни чумов ни оленей. Показывается еле ползущий поезд. Уже не смущаясь и не удивляясь, выходим, голосуем. У машинистов узнаем, что километрах в тридцати шести видели большое стадо, больше четырех тысяч голов, но чумов не заметили. Уже хорошо, по крайней мере цель и направление выбраны верно. Оставшиеся километры проходят уже без ярких событий, если не считать само пребывание в тундре, и вот оно, растекшееся, движущееся, тысячарогое пятно покрывшее землю. Теперь бы найти хозяев. Покружив вокруг стада, находим следы саней. Гриша, как опытный следопыт, определяет направление движения, и вот опять мы едем по следам, правда теперь саней. Часть 2. У ненцев Культура взаимоотношений в быту ненцев довольно сложна. Здесь присутствует разделение, как на востоке, на мужскую и женскую половины. Только, пожалуй, здесь можно сказать царствует матриархат, выросший из житейского бытия. Всю работу по довольно тяжкому хозяйству ведут женщины, на их плечах и ведение домашних работ, и пошив одежды, и рубка и заготовка дров из местного кустарника и воспитание детей. В общем, территория чумов их вотчина. Вотчина мужчин – олени в тундре, да охота с рыбалкой. Отсюда, наверное, и происходит, что все решения в быту принимает женщина. Мужчина же является рупором в оглашении женской воли. Вроде бы это и не удивляет, и у нас во многих семьях вся власть в руках женщины, но там это возведено в рамки закона. Часть 3. Полеты Похоже в эту поездку Бог нас не оставил. Не смотря на все, выбрались в тундру, нашли большую стоянку и в день, когда ненцы должны каслать стадо, небо поражает своей синевой. Честно скажу, побывав во многих краях, такого красивого и чистого неба я никогда и нигде не встречал. Одно печалит душу, хоть небо и без единого облачка и видимость «миллион на миллион», альтиметр показывает все те же восемь метров в секунду с приходящими порывами до двенадцати. В такой ветер на паралете я еще не летал, а тут надо не только отлетать, но и сделать видеосъемку, да еще и на минимальной высоте. Молясь всем богам и своему и местным, начинаю готовить паралет к полетам, в душе оттягивая момент когда нужно будет взлетать. |
15.04.2011 17:07:22
15.09.2015 10:42:56