Глава
1. Определение основных параметров и облика сверхлегких самолетов
1. 1. Процесс создания СЛС
1. 2. Оценка возможности постройки СЛС и принятие
решения на его создание
1. 3. Разработка технического задания
1. 4. Расчет взлетной массы СЛС в первом
приближении.
1. 5. Определение геометрических размеров крыла
1. 6. Определение геометрических размеров и
расположения оперения
1. 7. Подбор двигателя в его расположение на СЛС
1. 8. Выбор ориентировочных размеров и формы
фюзеляжа
1. 9. Выбор схемы шасси.
1. 10. Вычерчивание предварительного чертежа общего
вида СЛС
Глава 2. Расчет
взлетной массы и основных летно-технических характеристик.
2. 1. Расчет взлетной массы СЛС во втором
приближении.
2. 2. Компоновка и центровка
2. 3. Расчет и построение поляры СЛС
2. 4. Кривые потребных и располагаемых мощностей
2. 5. Определение основных летно-технических
характеристик СЛС
Глава
3. Основы расчета элементов конструкции на прочность
3. 1. Понятие о расчете элементов конструкции на
прочность.
3. 2. Характеристики материалов и полуфабрикатов
3. 3. Геометрические характеристики сечений
3. 4. Деформации элементов конструкция....
3. 5. Расчет балок
3. 6. Расчет и конструирование стыковочных узлов
3. 7. Конструкции с заполнителями
Глава 4. Расчет и
проектирование частей СЛС.
4. 1. Нагрузки, действующие на самолет, и понятие
об их нормировании.
4. 2. Расчет и проектирование свободнонесущего
крыла.
4.
3. Расчет и проектирование оперения
4. 4. Растет и проектирование фюзеляжа
4. 5. Проектирование систем управления самолетом
Глава 5. Выбор
двигателя и способы его форсирования
5. 1. Необходимость форсирования двигателей СЛС
5. 2. Способы форсирования двигателей.
5. 3.
Выбор частоты вращения взлетного режима поскоростной характеристике двигателя
5. 4. О выборе двигателя.
Глава 6. Расчет
воздушных винтов
6. 1. Теоретические основы расчета воздушных
винтов
6. 2. Расчет воздушных винтов
6. 3. Особенности расчета воздушных винтов с
использованием ЭВМ.
6. 4. Ускоренные методы расчета воздушных винтов
Глава 7. Изготовление
сверхлегких самолетов
7. 1. Необходимое оборудование, инструмент и
приспособления.
7. 2. Изготовление крыла.
7. 3. Изготовление оперения и рулевых
поверхностей
7. 4. Особенности изготовления фюзеляжей.
7. 5. Изготовление воздушных винтов
Приложение
1. Пример построения эпюры поперечных сил и изгибающих моментов свободнонесущего
крыла
Приложение 2. Пример
расчета воздушного винта.
Приложение
3. Программа вычисления длины разбега СЛС с использованием микрокалькулятора
МК-61.
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В конце шестидесятых годов в США,
странах ' Западной Европы, а в
семидесятых—и в СССР сформировалось новое направление в развитии авиационной
техники—сверхлегкие летательные аппараты (СЛА).
В 1981 г. Международная авиационная федерация (ФАИ) определила,
что к данному типу летательных аппаратов относятся одно- и двухместные самолеты
с массой пустого не более 150 кг. Были определены и другие ограничения [16]. В
ряде стран (США, Англии, Испании, Франции и др.) существуют свои ограничения по
СЛА. В отечественной практике это название укрепилось за любым ЛА
самодеятельной постройки. Прошедшие смотры-конкурсы вопрос о классификации ЛА
выдвинули в число наиболее важных.
Особое место среди других летательных аппаратов занимают
сверхлегкие самолеты (СЛС).
Подобные самолеты строились и раньше, начиная еще с двадцатых
годов. Это были одиночные образцы, выполненные конструкторами-любителями,
многие из которых всю последующую жизнь посвятили авиации. Некоторые из
построенных самолетов, например АНТ-1 А. Н. Туполева (1923 г.), ВОП-1 В. О.
Писаренко (1923 г.), РАФ-1 А. Н. Рафаэлянца (1925 г.), С-4 В. П. Невдачина
(1926 г.) и многие другие, имели достаточно хорошие летно-технические
характеристики. Но так как в эти годы начиналось покорение больших высот и скоростей,
то малые самолеты остались в тени действительно громадных достижений в развитии
«большой» авиации.
Возобновление интереса к СЛС
обусловлено их широкими возможностями для решения учебных, спортивных и
хозяйственных задач, а также появлением современных материалов и технологий,
мощных и экономичных двигателей.
В зависимости от количества и взаимного расположения несущих
поверхностей СЛС могут выполняться по трем аэродинамическим схемам: нормальной
(классической), «утка» и «бесхвостка».
В СЛС, выполненном по нормальной схеме, оперение расположено
позади крыла. Крыло такого самолета обтекается невозмущенным потоком, в то
время как оперение находится в зоне вихрей, стекающих с крыла. Несмотря на
это, хвостовое оперение способно обеспечить хорошую продольную устойчивость и
управляемость СЛС.
В самолете схемы «утка» горизонтальное оперение расположено
впереди крыла на носовой части фюзеляжа и так же, как и крыло, создает
подъемную силу. Аэродинамическое сопротивление самолета, выполненного по схеме
«утка», меньше аэродинамического сопротивления такого же самолета, но
выполненного по нормальной схеме. Это объясняется отсутствием так называемых
потерь на балансировку. Эти преимущества были замечены
конструкторами-любителями, в результате многие СЛС в первой половине
восьмидесятых годов были выполнены по этой схеме. Несмотря на красивые
аэродинамические формы, высокую культуру изготовления, большинство из них так
и не летало. Причиной этого являются трудности, связанные с вопросами обеспечения
хорошей устойчивости и управляемости.
СЛС схемы «бесхвостка» обладают меньшим вредным
сопротивлением, чем при нормальной схеме (из-за отсутствия горизонтального
оперения), но требуют принятия специальных мер для обеспечения необходимых в
полете устойчивости и управляемости. К этой схеме относятся дельтапланы и
мотодельтапланы.
По конструктивным признакам все СЛС можно разделить на три
основных класса: мотодельтапланы; уль-тралайты с жестким силовым набором и
мягкой тканевой или пленочной обшивкой; сверхлегкие летательные аппараты,
выполненные по самолетной схеме.
Отличительными признаками мотодельтапланов являются
балансирная схема системы управления, мягкое крыло с растяжками,
препятствующими его изгибу.
Силовой каркас крыла схематичных СЛС (ультра-лайтов)
выполняется обычно в виде трубчатого лонжерона. Такая схема достаточно
популярна среди конструкторов-любителей. Популярность схемы объясняется
относительной простотой изготовления такого СЛС, но требует больших мощностей
двигателя из-за невысокого аэродинамического качества.
СЛС, выполненные по самолетной схеме, конструктивно
существенно сложнее двух предыдущих классов, но они имеют более высокие
летно-технические характеристики, особенно по скорости и дальности полета.
Самодеятельное любительское конструирование СЛА в СССР получило
в последнее время довольно активное развитие. Решению многих проблем
любительского конструирования способствовало создание постоянно действующей
технической комиссии.
Настоящей школой для начинающих конструкторов-любителей стали
уже традиционные смотры-конкурсы сверхлегких летательных аппаратов, организацию
которых взяли на себя ЦК ВЛКСМ, ЦК ДОСААФ и Министерство авиационной
промышленности.
Большое количество удачных полетов, выполненных на последних
смотрах-конкурсах летчиками-испытателями, показали незаурядные способности
конструкторов-любителей. В то же время они выявили и проблему:
многие самодеятельные конструкторы
строят на свой страх и риск, пытаются поднять в воздух аппараты без
элементарных знаний в области аэродинамики, прочности, основ конструирования и
технологии изготовления.
В сентябре 1988 г. опубликованы общие технические требования
(ОТТ) к ЛА любительской постройки. Эти ОТТ в процессе создания СЛА могут быть
выдержаны только при наличии у разработчиков проекта определенных знаний по
расчету, конструированию и технологиям изготовления подобных ЛА. Специальная
литература, посвященная этим проблемам, рассчитана на промышленную технологию,
требует соответствующей подготовки и, как правило, не охватывает все этапы
создания ЛА.
Возникла необходимость в пособии по расчету, проектированию и
технологии изготовления СЛА для широкого круга самодеятельных конструкторов.
Именно эти цели, применительно к СЛС, ставили перед собой авторы, приступая к
работе над книгой.
Книга посвящена вопросам
расчета, проектирования и изготовления СЛС нормальной схемы и базируется на
курсах математики и физики в объеме средней школы. Особое внимание уделено
вопросам расчета и изготовления воздушных винтов.
Книга рассчитана на широкий круг
любителей, не имеющих специальной подготовки, однако, знакомых с основами
авиации в объеме популярных изданий.
Глава 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ
И ОБЛИКА СВЕРХЛЕГКИХ САМОЛЕТОВ
1. 1. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ СЛС
Создание СЛС—это процесс непрерывного творче¬ского поиска, направленного на оптимальное решение задач проектирования и изготовления конструкции. Он включает в себя:
определение цели создания летательного аппарата;
разработку технического задания;
формулировку концепции и их анализ;
разработку эскизного и рабочего (технического) проекта
изготовление частей и всего ЛА в целом;
подготовку к испытаниям и сами испытания.
Одним из наиболее трудоемких и сложных этапов создания СЛС является процесс его проектирования.
Под проектированием самолета обычно понимают процесс разработки технических материалов (докумен¬тации), определяющих его летно-технические характе¬ристики, схему и конструкцию отдельных агрегатов [5].
Процесс проектирования включает в себя разработку эскизного и рабочего проектов.
В эскизное проектирование СЛС входят:
а) определение основных параметров и облика СЛС;
б) вычерчивание предварительного чертежа общего вида;
в) расчет взлетной массы и центровки;
г) аэродинамический расчет, рассмотрение вопросов устойчивости и управляемости.
В рабочее проектирование СЛС входят:
а) разработка чертежей общего вида СЛС и отдель¬ных его частей;
б) разработка сборочных и деталировочных чер¬тежей;
в) расчет на прочность всех силовых элементов кон¬струкции;
г) уточнение массы конструкции и центровки ЛА;
д) отработка технологии изготовления отдельных элементов конструкции;
е) проведение исследовательских и эксперименталь¬ных работ.
Все дозвуковые летательные аппараты, использую¬щие подъемную силу крыла, независимо от их массы, аэродинамической схемы, компоновки, назначения и других характеристик, подчиняются одним и тем же законам аэродинамики. Одними и теми же методами можно вести и их прочностные расчеты. Однако, что ес¬тественно, как аэродинамические, так и прочностные расчеты СЛС любительской постройки существенно от¬личаются от расчета промышленных образцов авиацион¬ной техники и носят несколько упрощенный характер. Это вызвано тем, что самодеятельные СЛС проектиру¬ются и строятся небольшой группой исполнителей. При этом точный расчет ведется только для основных, наи¬более ответственных конструктивных элементов лета¬тельного аппарата (лонжеронов, стрингеров, нервюр, стенок, балок, стыковочных узлов и т. д.), для осталь¬ных — приближенный.
Процесс проектирования и создания СЛС должен соответствовать имеющимся в наличии материалам, по¬луфабрикатам и элементам конструкции.
Изготовление СЛС во многих случаях начинается еще до окончания его проектирования, что позволяет корректировать прочностные расчеты и существенно уменьшать их объем, используя результаты испытаний отдельных элементов конструкции. Технология изготовления элементов и узлов разрабатывается одновременно с проектированием и окончательно доводится в про¬цессе постройки летательного аппарата.
Примерная последовательность разработки, проектирования и изготовления СЛА показана на рис. 1. 1.
1.2. ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЙКИ СЛС И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ НА ЕГО СОЗДАНИЕ
Расчет, проектирование и особенно изготовление СЛА требуют определенных финансовых и существенных трудовых затрат. Достаточно сказать, что трудозатраты на создание СЛА, выполненного по самолетной схеме, составляют не менее 2000...3000 человеко-часов. Поэто¬му прежде чем приступать к разработке СЛС, необхо¬димо оценить возможности созданного или создаваемо¬го коллектива.
Наиболее важным фактором является уровень тех¬нической подготовленности членов коллектива и особеино его лидеров. Прежде всего важны знания по аэро¬динамике малых скоростей, сопротивлению материалоз, основам конструкции и прочности самолетов. Практиче¬ские навыки должны быть по выполнению слесарных, столярных, токарных и, желательно, фрезерных работ. Если есть возможность работать с ЭВМ, нужны специ¬алисты, хорошо знающие алгоритмические языки и име¬ющие назыки программирования и решения инженерных задач.
Размеры помещений, примерный перечень необходи¬мого оборудования и приспособлений приведены в гла¬ве 7 (п. 7.1).
Еще до начала постройки СЛС должны быть проду¬маны и решены вопросы материального и финансового обеспечения. Для частных лиц—вопросы закупки необ¬ходимых материалов, двигателей, инструмента.
1. 3. РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
Техническое задание при любительском конструиро¬вании может разрабатываться как заинтересованными организациями, так и самими исполнителями. В любом случае разработка технического задания остается очень важным и ответственным этапом, предшествующим рас¬чету и проектированию. Именно на этом этапе задают¬ся основные характеристики будущего СЛС. И от того, насколько обоснованно будет разработано техническое задание и насколько грамотно будет выбрана группа определяющих характеристик, во многом зависит ко¬нечный успех всей работы.
При разработке технического задания должны быть учтены общие технические требования, предъявляемые ко всем ЛА любительской постройки независимо от их назначения, аэродинамической схемы и конструктивного выполнения. Так, например, определены ограничения по скоростям: сваливания, отрыва при взлете, захода на посадку, посадочной и крейсерской [24].
Важное значение для обеспечения безопасности по¬летов имеют ограничения по минимальной скороподъ¬емности; нормированию минимальных перегрузок и коэффициентов безопасности для всего ЛА и отдельных его узлов.
Данные ОТТ являются обязательным минимумом требований, без выполнения которых СЛС к полетам не допускается.
Вторая группа требований разрабатывается заказчи¬ком или самими же разработчиками проекта, исходя из назначения ЛА, замысла конструкторов, материальной базы и реальных возможностей творческого коллектива.
Прежде чем приступить к разработке частных тре¬бований, необходимо изучить уравнение существования ЛА, сущность которого изложена практически во всех учебниках по конструкции самолетов. При этом важно уяснить, что для удовлетворения любого требования технического задания необходимо «затратить» определенную массу ЛА и что улучшение одних качеств ЛА не¬редко ведет к ухудшению других, а некоторые сочетания таких требований вообще невыполнимы. Так, например, можно построить СЛС с мощностью двигателя в 10 кВт. . Можно построить СЛС с размахом крыла, равным 5 м. Но крайне сложной является задача создания СЛС с силовой установкой в 10 кВт и размахом крыла, рав¬ным 5 м.
Рассмотрим частные требования (табл. 1. 1), кото¬рые можно было бы предъявить к некоторым типам СЛС. В качестве примера рассмотрим три СЛС различ¬ного назначения:
а) патрульный самолет;
б) спортивно-пилотажный самолет;
в) экспериментальный СЛС с минимально возмож¬ной мощностью силовой установки.
Для патрульного самолета определяющими частными требованиями являются:
большая дальность и продолжительность полета;
высокая топливная экономичность;
возможность взлета с мягкого грунта с травяным по¬кровом.
Для спортивно-пилотажного:
максимально допустимая эксплуатационная пере¬грузка;
максимальная высота полета;
высокие маневренные характеристики.
Для экспериментального самолета с минимальной мощностью силовой установки:
потребная мощность двигателя;
недефицитные доступные материалы, применяемые в конструкции.
Каждый раз встает задача правильного, рациональ¬ного выбора тех частных Требований, которые являются основными, определяющими для данного класса СЛС.
Попытки постройки многоцелевого СЛА, как прави¬ло, хороших результатов не дают.